ДОП Театр, где играют куклы и дети

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06.09.2022 г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
от12.09.2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности
«Театр, где играют куклы и дети»
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации 1 год
Уровень программы: базовый

Автор-составитель программы:
Платонова Наталья Васильевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Вихоревка, 2022 г.

I.

Пояснительная записка

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ»
(утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Иные документы
 Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Театр, где играют куклы и
дети» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к
программам персонифицированного финансирования.
Программа рассмотрена
на
методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
Уровень освоения программы базовый.
Направленность программы – художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
Приобщение к искусству играющих на сцене людей и кукол не только помогает детям и
подросткам в организации свободного времени, но и формирует художественный вкус,
стимулирует самообразование и профессиональное самоопределение, позволяет решить
проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, способствует нравственному воспитанию
детей в ходе занятий.
Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования
и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое,
непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки
для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной
изменить мир.
Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на
формирование нравственных качеств личности средствами театральной деятельности,
1.

способствующей сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Программа отвечает требованиям Целевой модели развития дополнительного образования
Иркутской области в части модульного представления содержания дополнительной
общеразвивающей программы.
Адресат программы. Программа адресована детям 7-11 лет. Младший школьный возраст –
особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества
с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы,
становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15
человек.
Срок освоения программы - 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр, где играют куклы и дети» реализуется в
течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию театральной деятельности на основании договора о сетевом
взаимодействии.
Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная общеразвивающая
программа «Театр, где играют куклы и дети» предполагает реализацию 2-х модулей: 1-го
модуля «Театр и дети», который рассчитан на 64 учебных часа, в 1-ом полугодии учебного
года. Реализация 2-го модуля «Театр кукол», рассчитанного на 80 часов, начинается во 2-ом
полугодии учебного года.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут.
Цель программы. Воспитание нравственных качеств личности путем приобщения к
театральной деятельности.
Образовательные.
 Обучить основам актерского мастерства;
 Обучит техническим приемам развития сценической речи;
 Научить решать постановочные задачи в качестве автора текста, актера, сценографа.
 Научить работать с текстами разных жанров: сказка, история, фольклорные жанры;
Развивающие.


Развивать умение конструктивно и продуктивно общаться в творческом коллективе;





Формировать навык коллективной работы и творческой дисциплины;
Формировать навык межличностных отношений;
Формировать умение правильно оценивать критические замечания;

Воспитательные.
 Формировать отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному
изменить мир;
 Формировать ценностное отношение к культуре русского народа через
постановочный репертуар;
II.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного
материала составляет 144 учебных часа. 1-й модуль «Театр и дети» – 64 учебных часов, 2-й
модуль «Театр кукол» – 80 учебных часов. Для достижения поставленной цели и получения
базовых знаний это оптимальное количество часов.
Содержание 1-го модуля «Театр и дети» – 64 часа
Цель: обучение основам актерского мастерства
Задачи:
1. Формировать навыка творческой мобилизации;
2. Развивать фантазию на основе реальных образов природы;
3. Формировать первоначальное представление о сценической задаче;
4. Разучить упражнения артикуляционной гимнастики;
5. Познакомить с русским детским фольклором через работу над театрализованным
праздником народного календаря;
6. Формировать первоначальные навыки работы над театрализованным представлением.
Содержание.
Раздел 1. Основы актерского мастерства – 16 часов
1.1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория – 2 часа. Начало игры-путешествия «Необыкновенные приключения Буратино и его
друзей в стране русского фольклора». Составление маршрута путешествия. Правила игры.
Права и обязанности путешественника.
«Что мы знаем, что умеем и чему научимся» - входной контроль, прогнозирование результатов
деятельности на учебный год.
1.2. Формирование навыка творческой мобилизации – 4 часа.
Практика Упражнения на развитие зрительного
внимания, упражнения на
развитие слухового внимания и других сенсорных умений.
1.3. Развитие фантазии на основе реальных образов природы – 6 часов.
Теория. 1 час. Созерцание, наблюдение, узнавание.
Практика 5 часов. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и
домашних животных. Звучание: выполнение упражнений на звукоподражание. Этюд «Птичий
переполох»; озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Воссоздание
особенностей речи (звуков, приговорок, стенаний) героев русского фольклора: Бабы Яги,
Домового, Кикиморы, Полудницы, Лешего и т. д. Изображение-видение: слушание сказок,
стихов, музыки, посвященных природе. Изображение животных, птиц, насекомых и рыб.
Взаимосвязь «одежды» животных и среды их обитания. Рисунки: «Подводный мир»,
«Джунгли», «Бабочки» и т. д. Придумки: сочинение стихов и песенок о природе, сочиненияфантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья.
1.4. Формирование первоначального представления о сценической задаче – 4 часа.
Теория – 1 час. Разность понятий «действия» и «движения».
Практика – 3 часа. Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же
действия, но с разными задачами. Выполнение этюдов на формирование серьезного отношения

к «волшебному» слову «если бы» (первоначальное представление о предлагаемых
обстоятельствах).
Раздел 2. Техника сценической речи – 16 час.
2.1. Теория – 1 час. Развитие речевого аппарата. Практика – 3 часа. Работа над четкой
артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа:
«Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатка жало», «Лошадки» и т. д.).
2.2. Знакомство с русским детским фольклором. Теория – 1 час.
Практика – 3 часа. Работа над скороговорками. Постановка дыхания, массаж мышц,
участвующих в процессе дыхания. Выработка носового дыхания (упражнения: «Нос на животе,
спине, боку», «м» или «н», «Пчелиная семья», «Свеча», «На кухне», «Погасить свечу»
(короткий вдох-выдох). Произношение текста на выдохе. Упражнение «Насос».
2.3.Освоение пространства через посыл звука – 8 часов.
Теория 1 час. Освоение смешанно-диафрагматического дыхания.
Практика. 7 часов. Игры с мячом, бросание слогов вперед - вдаль с помощью руки;
произношение скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо».
Тренировка длинного выдоха: выдохи и вдохи на спине, «Полный вдох», «Свеча», «Упрямая
свеча», «Погашу свечу», «Дама сдавала багаж». Упражнение на опору дыхания «Бадминтон»,
мягкая атака звука, «Больные зубы», «Назойливая муха», звучание в удобном регистре.
Раздел 3. Постановочная работа – 32 час.
3.1. Работа над ролью и создание образа героя – 8 часов. Теория 1 час. Рождения образа.
Практика 7 часов. Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии:
- выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы (поступок
героя как соединение его «я» с миром);
- определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к
конечной цели;
- фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной
линии.
- статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности;
- костюм и маска как средства обобщенной характеристики персонажа;
- музыка к образу; сравнение контрастных персонажей и контрастных музыкальных
характеристик к ним.
3.2. Работа над театрализованным представлением – 14 часов.
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Теория 4 часа. Встреча осени. Осенние
приметы. Осенние песни-заклички. Песни-игры. Игры. Загадки. Считалки. Скороговорки.
Пословицы и поговорки. Молчанки. Игровые хороводы. Перевёртыши. Плясовые песни.
Практика – 10 часов. «Осень – перемен восемь». Сказки. Игровые хороводы. Разучивание и
исполнение приговорок и закличек. Овладение формой заклинания (обращение, угроза,
просьба) Пословицы и поговорки. Скороговорки. Наблюдение за состоянием природы осенью.
Рисование обобщённого образа Осени. Осенние праздники земледельческого календаря.
Сочинение сказок осени и лета. Театрализованное представление «Золотая волшебница Осень».
3.3. «Здравствуй, гостья Зима!» – 10 часов. Теория – 2 часа. Предзимье и его приметы.
Загадки. Докучные сказки. Считалки. Пословицы и поговорки.
Практика – 8 часов Величальные песни. Песни-игры. Хороводы. Колыбельные. Скороговорки.
Сказки. Подготовка к зимним святкам. Колядки. Зимние поздравительные обходы. Сочинение
небылиц-перевёртышей. Зимние праздники земледельческого календаря. Санные состязания.
Итоговая аттестация по модулю «Театр и дети» в форме новогоднего представления «Два
Мороза».
Планируемые результаты освоения модуля «Театр и дети».
Обучающиеся будут знать:
 основные календарные осенние и зимние праздники;

 несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, докучных и народных
сказок;
 основные театральные игры на развитие внимания, сценического общения и взаимодействия;
 иметь представление о предлагаемых обстоятельствах.
Будут уметь:
 организовать игру;
 рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах;
 составить речевую характеристику героя русской народной сказки;
 включаться в творческий процесс;
 оценивать своё и чужое исполнение.
 Примут участие в постановке
театрализованных представлений календарных народных
праздников.
Получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
•
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
•
трудолюбие;
•
самостоятельность;
•
уверенность в своих силах.
III.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план модуля «Театр и дети»
№
Название разделов, тем
Количество часов
Форма
п/п
Всего
Теория
Практика промежуточно
й/
итоговой
аттестации
1
Раздел 1. Основы актерского 16
4
12
мастерства
2
2
1.1. Вводное занятие
Формирование
навыка 4
4
1.2.
творческой мобилизации
1.3.
1.4.

2
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.

Развитие фантазии на основе
реальных образов природы
Формирование первоначального
представления о сценической
задаче
Раздел
2.
Техника
сценической речи
Развитие речевого аппарата
Знакомство с русским детским
фольклором
Освоение пространства через
посыл звука
Раздел
3.
Постановочная
работа
Работа над ролью и создание
образа героя
Работа над театрализованным
представлением
Здравствуй
гостья
Зима!
Промежуточная аттестация по
модулю «Театр и дети»
Всего

6

1

5

4

1

3

16

3

13

4
4

1
1

3
3

8

1

7

32

7

25

8

1

7

14

4

10

10

2

8

64

14

50

Новогоднее
представление
«Два Мороза»

Итого
по
учебному
плану модуля

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Календарный
учебный
график
реализации
1-го
модуля
дополнительной
общеразвивающей программы «Театр, где играют куклы и дети»
Дата начала реализации модуля «Театр и дети» 1 сентября 2022 года, дата окончания
реализации – 30. 12. 2022г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Октябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Декабрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Раздел \ месяц

Раздел
1.
Основы
актерского
мастерства.
Теория.
4
Практика.
12
16
Раздел 2. Техника сценической речи.
Теория.
3
Практика.
16
13
Раздел 3. Постановочная работа.
5
2
Промежуточная
аттестация.
Новогоднее
представление
«Два
11
14
32
Мороза»
Теория.
Практика.
16
16
16
16
64
всего
Оценочные материалы.
Входная диагностика проводится в начале сентября с целью выявления уровня готовности
обучающихся к освоению учебного материала программы по следующим параметрам:
Артикуляция;
Этюды;
Озвучивание русской народной сказки.
Критерии
Высокий уровень готовности
- чистое произношение согласных звуков,
- актерская смелость при исполнении этюда,
- характерность образа при озвучивании русской сказки
Средний уровень
- легкий дефект речи,
- избирательная готовность выполнить задание педагога
- с трудом подбирает звуковые сочетания для образа при озвучивании русской сказки
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уровня освоения учебного
материала по модулю «Театр и дети».
Параметры оценивания:
1. Знание народных праздников осеннего и зимнего календаря. Форма: тестирование,
турнир загадочных явлений.
2. Знание народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, докучных и
народных сказок. Форма: праздник-состязание «Сказки Осени и Зимы»
3. Активное участие в новогоднем представлении на основе культурных традиций
народного календаря.

Критерии оценивания.
1. Актерское мастерство,
2. Исполнение песен, народных игр, закличек, докучных и народных сказок, используемых
в театрализованном представлении.
Высокий уровень.
1. Персонажи театрализованного представления сыграны в соответствии с народными
традициями.
2. Исполнены не менее 2-песен, организованы не менее 3-х народных игр, с
использованием закличек, рассказаны 1 докучная и 1 народная сказка.
Средний уровень.
1. Персонажи театрализованного представления сыграны в соответствии с народными
традициями.
2. Исполнена 1 песня, организованы не менее 2-х народных игр, с использованием
закличек, рассказана 1 народная сказка.
Методические материалы
Каждое занятие предполагает такие виды деятельности, как театрализованная игра, творческие
задания, исполнение уже известных детям упражнений разминки (для рук, мышц детей,
речевого аппарата), разучивание новых приемов создания образа при помощи предметов и
кукол.
В построении учебных занятий используется схема:
1.
разминка;
2.
учебная беседа;
3.
театрализованная игра (этюды, репетиция);
4.
знакомство с иллюстративным материалом (фото, видеозаписи и т.д.);
5.
закрепление материала (выводы).
Структура занятия
1. Ритуал начала занятия – театральное приветствие.
2. Тренировочная разминка – подготовка тела к выполнению тренинга на формирование
двигательно-музыкальных навыков и умений в образе-маске.
3. Сочинение этюдов, отбор выразительных средств театрализации.
4. Исполнение жанрового многообразия русской народной культуры.
5. Рефлексия.
Методы, формирующие и развивающие социальные и общеучебные умения и навыки,
применяемые в ходе реализации учебного материала модуля: репродуктивный; словесный;
работа с различными источниками информации; наблюдения; метод проблемного обучения;
проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на занятиях средств
музыкального искусства.
Формы обучения и виды занятий.
Традиционные и нетрадиционные виды занятий: урок - фантазия; урок я – актер, заочная
экскурсия, кроссворд, викторина и др.
Сценарии
Всякая душа празднику рада
(обзор-викторина на тему русских праздников)
Все мы на земле под Богом ходим,
Радуемся, любим и творим.
Есть свои традиции в народе –
Праздник для души необходим.
Цель: познакомить с русскими народными праздниками.
I. Рассказ о русских праздниках.
Ведущий. На Руси праздники всегда любили. Потому что народ, умея трудиться, умел и
веселиться. «Примечай будни, а праздники сами придут», – то есть кто хорошо поработает, тот
хорошо и попразднует.

Есть немало народных праздников, корнями своими уходящих в древность. Что стоит за ними и
как их отмечать?
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа –
организмом сложным и очень подвижным. Изучение народных православных праздников
призвано разбудить нашу историческую память и обогатить наши представления о жизни и
труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия. Кроме
того, знакомство с этими праздниками ведет нас к истокам нашей веры, национального
самосознания, к первоосновам нравственности народа.
Русские праздники... Веселые, разгульные, удалые. Откуда пошли они, как отмечали их раньше
и как сейчас? Святки, Масленица, Красная Горка... Гадания, блины, песни, пляски... А когда на
Руси появилась новогодняя елка? В какой день теща для зятя желанный гость?
Православная Русь немыслима без церковных праздников. Пасха, Рождество Христово,
Троица... Какова их история? Как делать кулич, красить пасхальные яйца? На все вопросы,
связанные с русскими праздниками, мы и попытаемся сейчас ответить.
И я надеюсь, что, готовясь к сегодняшней викторине, вы прочитали немало материала о
русских праздниках, о том, какие обычаи и обряды их сопровождают.
Давайте сначала распределим праздники по временам года.
Зимние праздники:
День Наума Грамотника
14 декабря
Новый год
31 декабря
Рождество
7 января
Крещение
19 января
Святки
с 7 по 19 января
Сретение
15 февраля
Масленица
последняя неделя перед великим постом
Весенние праздники:
Благовещение
7 апреля
Пасха
отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, т. е. не ранее 4
апреля и не позднее 8 мая
Красная Горка
первое воскресенье после Пасхи
Летние праздники:
День Святой Троицы
через 50 дней после Пасхи (Пятидесятница)
Осенние праздники:
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября
Кузьминки
14 ноября
II. Проведение викторины.
Ведущий. А теперь остановимся на самых известных праздниках.
Викторина
Новый год
1. Кто создал первый печатный российский календарь? (Иван Федоров, XVI век.)
2. В каком году была поставлена первая елка в России? (В 1700 году.)

3. Праздник Новый год на Руси не всегда справляли в ночь на 1 января. А какой русский царь
выпустил указ, согласно которому Новый год нужно было отмечать, как во всей Европе, 1
января? (Петр Первый.)
4. Кто автор следующих строчек?
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре...
(Маршак С. Я.)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Тютчев Ф. И.)
5. В каком российском городе обитает Дед Мороз? (Великий Устюг.)
Рождество
1. Когда отмечается Рождество? (7 января.)
2. Когда на Руси Рождество отмечалось первый раз? (В 988 году.)
3. В ночь под Рождество люди ходили по деревне, заходили в дома и пели песни. Как
называются эти песни? (Колядки.)
4. Ребята, а кто из вас сможет исполнить колядки? (Дети исполняют колядки.)
5. Какое блюдо кушали в канун Рождества? (Сочиво – вареная крупа без масла, с сухофруктами
и медом.)
6. А что еще отличает праздник Рождества от других праздников? (Гадания.)
– Правильно, ребята, гадания. В старину в Рождество и на Святки (время между Рождеством и
Крещением) гадали, или, как говорят, судьбу пытали. Помните, у А. С. Пушкина?
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо,
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
– Давайте, ребята, с вами вспомним, какие есть гадания.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Вот красавица одна
К зеркалу садится,
С тайной робостью она
В зеркало глядится,
Темно в зеркале, кругом
Мертвое молчанье,
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье.
– Кто мне расскажет, о каком гадании идет речь?
Так гадают девушки, желающие знать, за кого они выйдут замуж. На стол перед зеркалом
ставят две зажженные свечи. Девушка с полотенцем в руках садится перед зеркалом и говорит:
«Суженый, ряженый, приди ко мне». Минут за пять до появления изображения зеркало
начинает тускнеть, и девушка протирает его полотенцем. Потом видит отражение стоящего за
ней мужчины. Рассмотрев его черты, девушка говорит: «Чур, сего места!», – и образ исчезает.
На такое гадание решались лишь самые смелые, так как при гадании девушка в комнате должна
быть одна.
О, ряженый, о, суженый,

В полночный час спеши
Со мною вместе ужинать,
Судьбу мою реши.
Как пробьет полночь, гадающая девушка накрывает стол на два прибора. Ножей и вилок не
кладет, только тарелки, ложки, хлеб. Девушка, говоря: «Суженый, ряженый, приди ко мне
ужинать», – садится за стол. По прошествии некоторого времени за другим прибором должен
появиться мужчина, за которого она выйдет замуж в наступившем году. Гадание, как и
прежнее, заканчивается словами: «Чур, сего места!».
Укажи, башмак, сторонку,
Где придется свековать,
Мне потом на ту дорожку,
Где мне милого встречать.
Девушка снимала с левой ноги башмак и кидала его за ворота, наблюдая при этом положение
башмака. Куда ляжет носком – в той стороне и быть ей замужем. Если же носком ляжет к
своему дому, то девушка в этом году останется в родительском доме.
Крещение
С Рождества до Крещения гадали каждый день, но самым последним и самым эффективным
временем для святочных гаданий был вечер накануне Крещения. Давайте вспомним балладу В.
А. Жуковского «Светлана»:
Раз, в крещенский вечерок,
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили.
Итак, в о п р о с ы:
1. Когда отмечается праздник Крещение и что он означает?
(19 января обычно проходил крестный ход к «Иордани» – проруби в виде креста, вырубленной
накануне Крещения так, чтобы в ней было дно (лед прорубался не до самой воды, а оставляли
тонкий слой). Во время молебна дно «Иордани» ломали, воду набирали в сосуды, святили ее и
несли домой. Прямо на реке умывались этой водой. Некоторые раздевались и купались в
проруби, чтобы смыть с себя личину беса. В некоторых местностях устраивались смотрины:
девушки выстраивались возле Иордани или на берегу, а парни выбирали себе невест.)
2. Кто мне назовет какие-то приметы, связанные с этим праздником?
– Коли силен мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи.
– Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет.
– На Богоявленье снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю.
– Коли на Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи.
И закончим, ребята, разговор о зимних праздниках Масленицей.
Масленица
1. Сколько дней гуляют Масленицу? (7 дней.)
2. Как называется Масленица по церковному календарю? (Сырной неделей.)
3. Как называются все дни Масленицы?
Понедельник – Встреча.
Вторник – Заигрыши.
Среда – Лакомка (Перелом).
Четверг – Разгуляй (Широкий).
Пятница – Тещины вечера.
Суббота – Золовкины посиделки.
Воскресенье – Прощеный день.
4. Какое самое главное угощение на Масленицу? (Блины.)
5. А почему именно блины? Что означал блин? (Блин – это символ солнца, а солнце
олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все
начнет расти.)

6. О блинах сложено много поговорок и пословиц. Давайте посоревнуемся в их знании:
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин брюха не портит.
Без блинов нет масляны.
Не все коту масленица.
Масленица объедуха – деньгам приберуха.
Какова Маланья – таковы и оладьи.
– И подведем итог всем зимним праздникам пословицами о зиме. Я вам называю первую
половину пословицы, а вы продолжаете. Это тоже засчитывается, как ответ.
Мороз не велик… (да стоять не велит).
В зимний холод… (всякий молод).
Береги нос… (в большой мороз).
Что летом родится… (зимой пригодится).
Зима не лето… (в шубу одета).
Январь – году начало… (зиме – середина).
Снег на полях… (хлеб в закромах).
Пасха
Ребята! Пришла пора поговорить о весенних праздниках. Самый главный праздник весны, и не
только весны – это Пасха. Во всех христианских странах Пасха является самым торжественным
праздником. А что знаете о Пасхе вы?
1. Каковы особенности праздника Пасхи, которые отличают его от прочих церковных
праздников?
(Подношение друг другу цветных яиц; выпечка куличей и жаворонков; освещение куличей и
других яств.)
2. Как называется расписное пасхальное яйцо? (Писанка.)
3. Откуда пошел обычай раскрашивать яйца?
(Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца восходит, по преданию, к временам
апостольским и святой Марии Магдалины. Из всех красок люди ранее и сейчас предпочитают
красный (кирпичный) цвет. Почему все-таки яйца? Наверное, потому, что в яйце, скрывающем
жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного гроба и
Воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо напоминало бесценную кровь
Христа. Есть и третье объяснение: давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения
солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца.)
4. Какие кушанья были в обязательном порядке на пасхальном столе? (Кулич и пасха.)
5. Чем отличается пасха от кулича? (Пасху делают из творога, кулич пекут из теста.)
6. А как на Пасху христиане приветствовали друг друга?
(Во время утрени люди целуются, дарят друг другу крашенки и говорят: «Христос воскресе!»
– «Во истину воскресе!».)
7. Как называется последний день пасхальной недели? (Красная Горка.)
8. А как называется неделя, предшествующая Пасхе? (Страстная неделя.)
9. И, заканчивая разговор о Пасхе, давайте, как у нас повелось, вспомним приметы, пословицы
об этом Великом празднике.
(На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
На святой дождь – добрая рожь.
На святой гром – к урожаю.
Солнышко с пасхальной горки в лето катится.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная –
лето будет сухое.)
Переходя к летним праздникам, мы остановимся только на одном.
Троица
1. Ребята, кто мне расскажет, что же такое Троица?
(Троица – единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.)
2. А какое второе название имеет этот праздник и почему он так называется?
(Пятидесятница, потому что празднуют его через пятьдесят дней после Пасхи.)
3. Какая основная принадлежность этого праздника?
(Береза. Еще недавно этот праздник назывался праздником русской березы.)

Ребята, а какие песни вы знаете о нашей русской красавице? Тот, кто из вас больше других
споет строчек или куплет песни, где были бы слова «береза», «березка», «березовый», или
просто прочтет строчки, получит специальный приз. Кто первый?
(Во поле береза стояла…
И родина щедро поила меня
Березовым соком...
То березка, то рябина…
С той самой березки, что во поле…
Береза белая, подруга...
Растет в Волгограде березка…
Колышет березоньки ветер весенний...)
Ну, и напоследок – пословицы о троице и ее приметы: Бог любит Троицу; без Троицы дом не
строится; на Троицу дождь – много грибов.
Рассматривая осенние праздники, мы остановимся на хорошо известном вам празднике,
Кузьминках.
Кузьминки
Итак, в о п р о с ы.
1. Почему праздник называется Кузьминки?
(В честь святых угодников Космы и Дамиана. С их именами связано множество народных
верований:
– Способность исцеления от недугов, оказания врачебной помощи;
– Покровительство книжному учению;
– Покровительство кузнецам. И самих угодников называли Божиими кузнецами;
– Хранители кур.)
2. Какого числа отмечается этот праздник? (14 ноября.)
3. А кто знает второе название праздника? (Куриные именины.)
4. Каковы особенности этого праздника?
(День этот особенно чтится девушками: в некоторых местах существует даже обычай,
согласно которому девушка-невеста считается в этот день хозяйкой дома, она готовит для
семьи кушанья и угощает всех.
Вечером деревенская молодежь устраивает веселье: девушки собираются в какой-нибудь избе
и делают так называемые «сыпки», то есть каждая приносит что-нибудь из съестного. Из
этих продуктов устраивается пиршество, к которому в качестве гостей приглашаются
парни. Такие пирушки называются Кузьминками и продолжаются до рассвета.)
5. Какие блюда традиционно подавались в этот день? (Куриная лапша и каша.)
И теперь называем приметы, которыми народный календарь отмечает этот день:
– на Кузьму и Демьяна лист на дереве – через год мороз;
– коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил раскует;
– если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем.
III. Заключение. Награждение победителей.
Ведущий. Завершая нашу встречу и подводя итоги, я хочу надеяться, что вы сегодня провели
этот час с пользой для себя. Вы должны знать русские праздники, уважать национальные
традиции.
А сейчас самый приятный момент нашего мероприятия – награждение победителей.
И прощаясь с вами, я напомню русскую поговорку: «Праздничку честному злат венец, а вам
многая лета!».
Игра-викторина «Знаток народных праздников».
Цель: Закрепить знания детей по теме: традиции и обряды русских народных
праздников. Формировать чувство причастности к культурному наследию России (фольклору,
народным промыслам).
Инструкция: Викторина проводится на итоговом занятии по прохождению темы. На
отборочный тур приглашаются все обучающиеся творческого объединения, каждый получает
беджик с номерком. После каждого раунда из игры выбывает участник набравший наименьшее
количество баллов.

Если у участников одинаковое количество баллов, им предлагают дополнительный
вопрос: кто первым правильно ответит, тот продолжит игру. Победителем становится участник,
набравший наибольшее количество баллов.
Ход игры-викторины.
-В течение года мы с вами на занятиях в творческом объединении не только
изготавливали различные игрушки и поделки из глины, но и знакомились с традициями и
обрядами русских народных праздников. В ходе сегодняшней игры мы определим «Знатока
народных праздников».
Представляю жюри, которое будет оценивать ответы участников викторины (называю
фамилию, имя, отчество и их должность).
I раунд. Отборочный.
На фланелеграфе выкладываются карточки с набором букв. Зачитывается задание: из
предложенных букв нужно составить слово. Каждый участник пишет ответ на листке и
представляет жюри.

Собрание (сбор) парней и девушек в закрытом помещении в осеннезимний период. Буквы о,и,е,и,п,с,д,л,к, (посиделки).

Название глиняной игрушки полуконь, получеловек. Буквы п,л,к,н,о,а.
(полкан).

Что в переводе с греческого означает слово «керамика». Буквы а,г,и,л,а,н.
(глина).

Предметы, которые вешают на шнурки и носят на шеи и руках. Буквы
б,е,р,о,г,е,и. (обереги).

Особые поздравительные песенки, которые пели крестьянские дети в
рождественские вечера у каждого дома. Буквыл,я,к,и,к,д,о. (колядки).
II раунд. Народные праздники.
-В этом раунде вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К каждому
вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный, по моей команде поднять
карточку с соответствующим номером.

В какое время года отмечают праздник Покров?
o
Зимой;
o
Осенью;
o
Весной;
o
Летом.

В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?
o
Святки;
o
Крещение;
o
Иван-Купала;
o
Вознесение.

Какой день Масленицы называют «прощенным»?
o
Понедельник;
o
Воскресенье;
o
Среда;
o
Суббота.

Праздник Кузьминки называют так…
o
По фамилии знаменитости;
o
По названию местности;
o
По кличке животного;
o
В честь святых Кузьмы и Демьяна.

Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
o
Береза;
o
Ива;
o
Верба;
o
Яблоня.

В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.
o
Святки;
o
Благовещение;

o
Масленица;
o
Покров.
III раунд. Фольклор.
В третий раунд проходят следующие участники (представляю). В этом раунде я буду
задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Кто первый поднимет руку и
правильно назовет вид фольклора, заработает один балл.

Литературные произведения, которые в древности было принято не
рассказывать, а петь. (Былины).

Протяжная ласковая песенка для маленьких детей. (Колыбельная).

Короткие состоящие из двухили четырех строчек песенки, исполняемые
подряд на одну мелодию.

(Частушки).

Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками
ребенка. (Потешка).

Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам
дома хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки).
IV раунд.
-Этот раунд состоит из вопросов трех категорий: «Мифология», «Народные
игрушки», «Посуда». Путем жеребьевки вы узнаете, на вопросы какой категории вам
предстоит отвечать. Вам нужно ответить на три вопроса, на обдумывание каждого дается не
более пяти секунд., за каждый правильный ответ, вы получит один балл. (Жеребьевка).
«Мифология»
Как называется (называются):
 Дух дома, живущий за печкой? (Домовой).
 Злая старуха-волшебница и ведьма с костяной ногой? (Баба-Яга).
 Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях? (Баюн)
 В славянской мифологии хозяин леса и зверей? (Леший).
 Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте? (Водяной).
 Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись во
что угодно? (Оборотень).
V раунд. «Народные игрушки»:

Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).

Чем расписывают свои игрушки филимоновские мастерицы?
(Пером).

Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой
глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжельские).

Главное украшение калининских (тверских) птичек-свистулек?
(Налепы).

Название весеннего вятского праздника, (Свистопляска, свистунья).

Мифическая, сказочная каргопольская птица-свистулька. (Сирин).
VI раунд. «Посуда»:

Сдвоенные маленькие горшочки, объединенные одной ручкой по
центру. (Двоешки).

Печь для обжига глиняных изделий. (Горн).

Широкая, глубокая тарелка для жарки. (Ладка).

Нагревание изделий из глины до определенной температуры.
(Обжиг).

Большой кувшин с узким горлышком для сыпучих продуктов.
(Горлач).

Крынка для молока. (Махотка).
VII раунд. «Масленица».
-Участникам, прошедшим в этот раунд, я раздам карточки, надо соединить стрелками
название дней недели и их масленичные названия.
Понедельник
Прощеный день
Вторник
Встреча

Среда
Широкий
Четверг
Заигрыш
Пятница
Золовкины посиделки
Суббота
Лакомка
Воскресенье
Тещины вечерки
А пока участники справляются с заданием, предлагаю зрителям (выбывшим участникам)
тоже проверить свои знания.
IX раунд. Восстанови пословицу.
Участники по очереди продолжают пословицу.
1. Не спеши языком 2. Сам пропадай 3. С кем поведёшься 4. Труд человека кормит 5. Глаза страшатся 6. Ученье - свет 7. По одежке встречают 8. Грамоте учиться VIII раунд. Задание для зрителей.
Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по временам
года.
(на экране название праздников, зрители определяют время года).
Зима:

Рождество;

Масленица;

Сретение;

Святки.
Весна:

Сороки;

Благовещение;

Пасха;

Вербное воскресение.
Лето:

Троица;

Иван-Купала.
Осень:

Покров;

Кузьминки;
VI раунд. Итоговый.
-В этот раунд проходят два участника (представляю). Я поочередно буду задавать вам
вопросы, касающиеся русских народных праздников. Каждому предлагается ответить на
девять вопросов. Выиграет тот, кто даст больше правильных ответов.

Что символизирует масленичный блин? (Солнце).

Назовите главный атрибут праздника Троицы? (Березовые ветки).

Почему братьев Кузьму и Демьяна звали кашниками? (не брали денег за
работу, их кормили кашей).

Чем заканчивается народный праздник Масленица? (Сжиганием чучела).

В какой праздник «девица косу не плетет» (Благовещение).

В какой праздник принято выпускать птиц из клеток? (Сороки).

Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво).

Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?
(Святки).

В какой народный праздник с горок спускают горящее колесо?
(Масленица).
Жюри подводит итоги, определяет победителя, которого награждают призом.

Викторина о праздниках
1. Христианские праздники Пасха, Троица и Рождество приурочены Русской Церковью
соответственно к языческим праздникам Яриле, Купале и ... Назовите третий.
(Коляда.)
2. Какие праздники россияне отмечают по два раза: по старому и новому стилю?
(Рождество – 25 декабря и 7 января. Новый год – 1 января по новому стилю и 14 января
по старому стилю. Словосочетание старый Новый год – это наше отечественное
изобретение и российская традиция.)
3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска
медведя символизировала богатство, коровы – долгую жизнь, лисы –хитрость. А что
символизировала маска козы?
(Плодородие.)
4. Какие праздники россияне отмечают по два раза: по старому и новому стилю?
(Рождество – 25 декабря и 7 января. Новый год – 1 января по новому стилю и 14 января
по старому стилю. Словосочетание старый Новый год – это наше отечественное
изобретение и российская традиция.)
5. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола
лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
6. Почему в 1699-1700 году россияне праздновали Новый год два раза с интервалом в
четыре месяца?
(В 1699 году, через несколько месяцев после того, как 1 сентября россияне уже
отпраздновали Новый год, им пришлось празднование повторить. Потому что 19
декабря Пётр Первый издал указ о реформе календаря в России. Согласно этому
документу, Новый год стал отмечаться 1 января и было принято христианское
летоисчисление – от Рождества Христова. Первый январский праздничный Новый год в
России отмечали очень широко почти сутки.)
7. Почему 31 декабря во времена Петра I в народе называли «щедрый вечер» и Васильев
вечер?
(«Щедрым» новогодний вечер называли потому, что накрывался богатый стол, за
которым угощали всех, кто приходил с пожеланием щедрого года. Этот же день
отмечали как день памяти Святого Василия.)
8. Почему у будущего поэта Пушкина в детские годы новогодней ёлки не было?
(Ёлку в России стали использовать как новогоднее дерево только с середины XIX века.)
9. С приходом Советской власти обычай наряжать ёлку на Рождество был отменён как
религиозный. А когда же он был восстановлен?
(Только в 1935 году, украшать ёлку стали на Новый год.)
10. Когда 1 января стал в России нерабочим днём?
(Решение об этом было принято в декабре 1947 года.)
11. Какое преимущество имеют жители чукотского посёлка Уэлен перед остальными
россиянами?
(Они встречают Новый год первыми.)
12. Сколько раз в России можно встречать Новый год?
(Одиннадцать – по количеству часовых поясов, проходящих по территории России.)
13. Какой древний российский город считается родиной Деда Мороза?
(Великий Устюг, Волгоградская область.)

14. Когда у российского Деда Мороза появилась внучка Снегурочка?
(С недавних пор, её придумал русский драматург А.Н. Островский, который в 1873 году
написал пьесу в стихах – поэтическую «весеннюю сказку» «Снегурочка».)
15. Когда появилась песня «Ёлочка» («В лесу родилась ёлочка...»), которую поют все дети и
взрослые в нашей стране на новогодних праздниках?
(Впервые стихотворение «Ёлочка», было опубликовано в 1903 году в детском журнале
«Малютка» с псевдонимом из двух букв. Композитор Л.К. Бекман написал к стихам
музыку. Только в 1941 году был установлен настоящий автор слов – Раиса Адамовна
Кудашева, русская писательница.)
16. По московскому поверью, сделав это на праздник Крещения, весь год будешь здоровым.
Что же нужно сделать?
(Искупаться в проруби.)
Содержание 2-го модуля «Театр кукол» – 80 учебных часов.
Цель. Обучение техникам и приемам работы с перчаточной куклой.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить детей с народными истоками театра кукол;
 закрепить у обучающихся мотив участия в кукольном спектакле;
 познакомить с разновидностями театральных кукол (пальчиковая, перчаточная,
планшетная).
Воспитывающие:
 воспитывать ответственность, стремление к бесконфликтному общению в коллективе;
 формировать культуру устной речи;
 познакомить с традициями театра кукол «Буратино».
Развивающие:
 развивать мотивационную сферу;
 развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение;
 развивать коммуникативные навыки.
Содержание
Раздел 1. Азбука актера- кукольника – 20 часов
Практика – 20 часов. Упражнения для освоения техники ведения пальчиковой и перчаточной
куклой. Актерские этюды на общение, внимание, развитие памяти. Тренинг для тела и рук
актера. Попытка создания «динамических декораций» с использованием пластики рук (море,
луг и т. д.). Этюды с куклой. Освоение техники ведения перчаточной куклы. Этюды для
освоения пластики куклы. Упражнения с куклой для определения возможностей перчаточной
куклы, особенностей расположения куклы относительно актера и зрителя. Упражнения на
внимание, взаимодействие с партнером. Отбор «танцевальных» движении куклы. Нахождение
«мимических» особенностей скульптуры подобия жестов.
Раздел 2. Кукловождение – 14 часов. Теория – 1 час. Основные правила работы с куклой.
Практика – 13 часов. Тренировочные упражнения: отработка координации движений куклы
под музыку. Формирование умения передачи эмоционального состояния образа через жесты и
движения. Упражнения на развитие фантазии через «оживление» предмета. Этюды на общение,
внимание, развитие памяти. Тренинг для тела и рук актера. Формирование персонажей из
предметов, доступных материалов. Упражнения и этюды с перчаточной куклой. Освоение
пространства ширмы.
Раздел 3. Изучение драматургического материала и сценарная работа – 16 час. Теория –
1 час. Знакомство с основными жанрами драматургии.
Практика – 15 часов. Чтение и обсуждение авторской сказки-источника. Сравнение известных
театральных постановок материала, фильмов и мультфильмов на той же основе. Создание
драматургической основы и написание сценария по законам сцены театра кукол. Распределение
текста по эпизодам. Уточнение текстов в записи. Чтение пьесы. Определение задач автора и
актеров. Поиск характеров персонажей через речь, интонацию актеров. Определение

особенностей пьесы и каждой роли, замысла постановки в целом. Определение задач актеров и
«сверхзадачи» спектакля.
Раздел 4. Постановочная и репетиционная работа – 20 час. Теория – 2 часа. Темп и ритм в
представлениях театра кукол. Понятие о сквозном действии и задачах актера.
Практика – 18 часов. Работа по эпизодам пьесы. Отдельные мизансцены и панорамное
движение декорации и персонажей. Разучивание текстов в репетиции этюдным планом.
Основные сцены. Вводные репетиции по эпизодам. Игра по сказке JI. Кузьмина «Девушка —
Ель». Сводная и генеральная репетиции. Подготовка второго состава исполнителей. Подготовка
к выступлению. Участие в спектакле в качестве актера или помощника, творческих встречах со
зрителями. Помощь актерам второго состава, новым исполнителям ролей. Установка декораций
и размещение реквизита и технических средств на площадке, уборка и упаковка по завершении
выступления.
Раздел 5. Воспитательно-развивающие мероприятия – 4 часов. Практика 4 часа. Клубные
встречи по темам: Сокровищница сказок народов мира. Как вырастает лебедь из «гадкого
утенка», «В домике Мальвины», Интерактивная игра «Ярмарочный балаган»
Раздел 6. Концертная деятельность, итоговая аттестация – 6 часов. Практика – 6 часов.
Тема. «По щучьему велению» –театрализованная игровая программа для дошкольников и
младших школьников села Худобок. Выступление творческого коллектива «Буратино» на
творческих встречах Ветеранов труда, старожилов села, воинов-земляков, прошедших срочную
службу в рядах Российской армии.
Итоговая аттестация. Премьерный показ кукольного спектакля по мотивам русских народных
сказок.
Планируемые результаты освоения модуля «Театр кукол».
Обучающиеся будут знать:
- происхождение куклы, виды кукол;
Будут уметь:
- распределять дыхание во время произношения текста, произносить скороговорки,
выдержанные в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
- передавать словами замысел произведения;
- владеть элементами пластики рук, вождением пальчиковой, перчаточной куклы;
- понимать способы сочинения историй - игр с куклой или предметом;
- владеть чувством пространства сцены, навыками общения с партнером и зрителем через
куклу;
- понимать и использовать выразительные возможности куклы;
Получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- толерантность, бесконфликтность общения в стрессовой ситуации подготовки концерта,
спектакля;
- освоят правила общения в творческом коллективе;
- сформируют навык организации рабочего место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
III. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№
Название разделов,
Количество часов
Форма текущего
тем
контроля и
Всего
Теория Практика промежуточной
аттестации
Раздел 1. Азбука
20
20
1
актера- кукольника
14
1
13
2
Раздел 2.
Кукловождение
Раздел 3. Изучение
16
1
15
3
драматургического

4

5

6

материала и
сценарная работа
Раздел 4.
Постановочная и
репетиционная работа
Раздел 5.
Воспитательноразвивающие
мероприятия
Раздел 6. Концертная
деятельность,
итоговая аттестация
Всего

20

2

18

4

4

6

6

80

4

Премьерный показ
кукольного спектакля по
мотивам русских
народных сказок

76

Итого
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

по

Календарный учебный график
Начало освоения модуля – 09.01.2023г. завершение 31.05. 2023г.
Продолжительность обучения – 5 месяцев, 20 недель, 40 учебных дней, 80 учебных часов
Январь – 3 недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов
Февраль – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов
Март – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов
Апрель – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов
Май – 5 недель,10 учебных дней, 20 учебных часов
Раздел \ месяц

Раздел 1. Азбука актеракукольника
20
Практика.
6
6
4
4
Раздел 2. Кукловождение
Теория
1
14
Практика
3
4
4
2
Раздел 3. Изучение
драматургического материала и
16
сценарная работа
Теория
1
Практика
1
6
8
Раздел 4. Постановочная и
20
репетиционная работа
Теория
2
Практика
6
12
Раздел 5. Воспитательноразвивающие мероприятия
4
Практика
2
2
Раздел 6. Концертная
деятельность.
6
Практика.
4
2
Итоговая аттестация
12
16
16
16
20
80
Всего
Оценочные материалы.
Оценка результативности усвоения программного материала осуществляется по двум
направлениям:

Качество
знаний

Уровень
обученности

Успеваемость

Количество
обучающихся по
списку

Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По модулю «Театр кукол»
В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее:
№ группа Год
Выполняло Не
Получили
Проценты
обучени
работу
справилось с
оценку (чел.)
я
работой
Чел. %
Чел.
%
5 4 3

Средний балл

1. Предметные результаты оцениваются тестами, викторинами, ребусами, творческими
заданиями, презентациями творческой работы обучающихся.
2. Развитие личностных качеств:
- навыки сотрудничества;
-творческая активность;
-толерантность;
-навыки самопрезентации;
-стремление к самореализации;
-трудолюбие;
-способность к адекватной самооценке.
Итоговая оценка деятельности обучающегося складывается из результатов работы в течение
года, его участия в выступлениях и спектаклях театра и фиксируется в творческой тетради.
Оценочный лист презентации творческой работы. Премьера кукольного спектакля
(итоговая аттестация)
Название
Фамилия, имя
Параметры оценивания
кукольного исполнителя, Расположение
Передача
Сценическое Выразительность
спектакля
роль
куклы
эмоционального общение
Эмоциональность
относительно
состояния образа (умение
(умение донести
актера и зрителя через жесты и
реагировать до зрителя
движения
на
основную мысль
физическое
спектакля)
и словесное
действие в
соответствии
с актёрской
задачей)

1 №1
1
ИТОГ
О
Дата сдачи протоколов___________________________
Формы отслеживания и фиксации результатов освоения программы:
 контрольные задания, кроссворды, олимпиады, защита проекта, спектакль, анализ
продуктов творческой и социальной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях,
участие в проектно-исследовательских конференциях



индивидуальная карта освоения учебного материала, график достижений, Портфолио
воспитанника.
 летопись объединения «Буратино» (видео-, фотоматериалы);
 отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях;
 детские рисунки и высказывания детей-школьников о спектаклях.
Методические материалы
Методы, приёмы Образовательное событие
Показатели эффективности
реализации
Мозговой штурм
Разработка сценария,
Умение составлять и разрабатывать
художественного номера
художественные номера, спектакли
Методы
Постановка спектаклей,
Умение работать в группе, научиться
творческой
художественных номеров, видеть и уважать свой труд и труд
групповой работы разработка проектов
своих сверстников, давать
адекватную оценку и самооценку
своей деятельности и деятельности
других; формирует толерантное
отношение к окружающим
ЛичностноУчастие в фестивалях,
Умение выразить свои мысли;
ориентированное конкурсах
доводить начатое дело до конца;
обучение
умение передавать образ героя через
выразительные средства кукольного
театра
ПроектноРазработка и защита
Умение разрабатывать эскизы,
исследовательская проектов: «Волшебные
выкройки кукол, декораций.
методы
куклы», «Подготовка к
Умение распределять обязанности,
мероприятию» и пр.
подготовить и защитить авторский
или групповой проект
Информационные Создание слайдовых
Умение разрабатывать
технологии
презентаций;
мультимедийные презентации,
использование Интернетиспользовать Интернет-ресурсы,
ресурсов; создание
создавать фонограммы к спектаклям
фонограмм к спектаклям
Формы обучения.
В образовательном процессе используются следующие формы обучения:
По охвату детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По характеру учебной деятельности: репетиционные занятия, участие в творческих
проектах, концертах, конкурсах, фестивалях, запись и просмотр видеофильмов, встречи с
мастерами (бутафорами, художниками), виртуальные экскурсии на выставки, в театры и музеи.
По месту проведения: в аудитории, на сценических площадках, в библиотеках.
Алгоритм работы обучающихся над спектаклем включает следующие этапы:
выбор литературного произведения
определение идеи будущего спектакля;
разработка сценария;
практическая работа над ролью (речь, пластика, этюды, владение куклой);
подготовка материальной части спектакля: декорации, куклы;
постановка спектакля;
репетиции, прогон спектакля;
сдача спектакля;
обсуждение, анализ спектакля;
организация «обратной связи» со зрителями.

Каждое занятие предполагает такие виды деятельности, как театрализованная игра, творческие
задания, исполнение уже известных детям упражнений разминки (для рук, мышц детей,
речевого аппарата), разучивание новых приемов создания образа при помощи предметов и
кукол.
В построении большинства учебных занятий используется схема:
1.
разминка;
2.
учебная беседа;
3.
театрализованная игра (этюды, репетиция);
4.
знакомство с иллюстративным материалом (фото, видеозаписи и т.д.);
5.
закрепление материала (выводы).
Об обучении навыкам кукловождения при подготовке к театрализованной деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ №26 Арутюнян Заруи Вачагановна
Цель: совершенствование навыков кукловождения у музыкальных руководителей.
Задачи:
 развивать музыкальные и творческие способности педагогов;
 обучать и привлекать музыкальных руководителей к участию в театрализованной игре,
совершенствовать их артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Оборудование:
 различные театральные куклы (настольные, напольные, верховые).
Содержание мастер класса
Здравствуйте, дороги коллеги, я Арутюнян З.В., музыкальный руководитель в ДОУ№26. Работаю я в этой
должности недавно, а точнее 1 год. Придя в детский сад, я организовала работу театральной
студии «Сказка», в которой знакомлю детей с различными видами театра, техниками кукловождения. И
своими, пусть небольшими, наработками хочу поделиться с вами.
Занятие с детьми можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:
 обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;
 переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью
овладеют ранее полученными навыками;
 полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески
дорабатываются самим ребенком;
 в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.
Знакомство с видами театра начинается с младшей группы, как правило это настольный театр, пальчиковый,
театр на ложках. Малыши учатся одевать на пальчик куклу-шарик, осваивают первые приемы работы с
куклой.
В средней группе продолжается работа с пальчиковым театром, дети также обучаются элементарным
действиям с куклой.
В старшей группе начинается знакомство с перчаточной куклой. Дети этого возраста учатся
импровизировать в работе с куклой. Учатся владению собственной рукой. Дети выполняют упражнения и
этюды в парах и в группах.
Дети подготовительной к школе группы самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают
куклы, и способы разрешения конфликтов, упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог,
общую беседу; упражнения для отработки способов движения: «куклы садятся парой спиной к
спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу». Дети
используют для сценических движений все пространство ширмы, ширину планшета, модуля.
Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие
понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно
помогая ему двигаться в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный
показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно
обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.

Итак, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выбрать себе понравившийся смайлик, (педагоги выбирают
смайлики)
- Та пара у кого одинаковый цвет смайлика выбирает один вид театра.
- Я вас приглашаю к столу, предлагаю вам познакомиться с каждым видом театра поближе, выбирайте
куклы, которые вам понравились больше всего. Проходите к столам и в течение нескольких минут вам
нужно разработать алгоритм действия с куклами данного вида театра.
 Театр ложек.
 Театр кукол – прыгунков.
 Пальчиковый театр.
 Театр марионеток.
 Теневой театр.
 Театр Би-ба-бо.
 Театр платковых кукол.
Педагогам дается время на обдумывание и по сигналу приготовиться отвечать.
По мере готовности педагоги проходят к ширме и показывают кукловождение данного вида театра.
Алгоритм кукловождения для различных видов театра.
1. Театр ложек — это упрощенный вариант верховых кукол. Кукла-ложка может легко двигаться,
поворачиваться в разные стороны и т. д. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла,
которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент «слушает», на время прекращая любые
движения. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит
реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой.
2. Куклы – прыгунки: прыгунки не могут ходить, они прыгают: то медленно, то быстро, то высоко, то
низко — в соответствии с образом куклы. Эти куклы хороши для развития координации движений,
поэтому они в основном используются в работе с младшими дошкольниками.
3. Пальчиковые куклы: работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой
моторики, помогает в координации движений. При показе данного вида кукольного театра
необходимо придерживаться следующих правил:
 водить куклу, ровно держа пальчик;
 лицо куклы направлено в сторону движения;
 под музыку разного характера водить кукол от одной кулисы до другой (при этом походка у всех
кукол разная).
4. Театр марионеток: у этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие
— на ваге. Вага — инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться.
Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать
внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.
5. Перчаточный театр Би-ба-бо: куклы надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Кукла
надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Сценой театра
является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие.
6. Театр теней: при показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны
экрана. Сзади экрана помещают источник света. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна.
Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
7. Платковые куклы: эти куклы называются так, потому что сделаны из платков. К голове куклы
прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода, а резинки
— к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться,
танцевать.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги, с каким видом театра у вас возникли трудности?
- С каким легче всего?
- Что-то новое вы узнали сегодня для себя или нет?

Задание «Наполни бочонок»
Наш мастер-класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность, творчество,
эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Помогут нам в этом наши смайлики.
Перед началом мастер-класса вам были розданы смайлики синего и желтого цвета. Если вас заинтересовал
мастер-класс – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый смайлик. Если не заинтересовал
мастер-класс — «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите смайлик синего цвета.
Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы талантливы — все!».

1. Методические разработки занятий по теме «Духовно-нравственное воспитание
средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок на
занятии объединения детского кукольного театра «Буратино»
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruG_XTHJqIRF3L8XqdENJJn7lBMDanZCJ8J_m6z
PFJnQEfbiQNZAhcpHOp8HnAHlLO5v0eg8XuPylw6ZKlqL2rVviaSBeuqGSHaWKNwNUFJFW5_2
OQVhgWiYQdQ60VyMCA%3D%3D%3Fsign%3Dzj38eFmZ_5ObsdB0E_nZ2Q9OF9jT_M0RyhN5
BXCVCYI%3D&name=metodicheskie_razrabotki_po_provedeniyu_zanyatiya_kukolnogo_teatra.doc
x&nosw=1
3. Электронное методическое пособие по материалам Арт-Лаборатории «Кукольник.
Первый шаг»
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1664346433&tld=ru&lang=ru&name=elektronnaya_metodichka
.pdf&text=методические%20материалы%20по%20кукольному%20театру%20для%20детей&url=
https%3A%2F%2Fpuppet.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Felektronnaya_metodichka.pdf&lr=1126
2&mime=pdf&l10n=ru&sign=706901ed33ef106d086dc8ec360f420a&keyno=0&nosw=1&serpParam
s=tm%3D1664346433%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Delektronnaya_metodichka.pdf%26
text%3D%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%2
5D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%2
5BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0
%25BB%25D1%258B%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%2B%25D0%25BA%25D1%2583%25D0
%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%
25D1%2583%2B%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2
583%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%258
2%25D0%25B5%25D0%25B9%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fpuppet.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffil
es%2Felektronnaya_metodichka.pdf%26lr%3D11262%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D
706901ed33ef106d086dc8ec360f420a%26keyno%3D0%26nosw%3D1
4. Учебно-методическое пособие для
коллективов
Uchebno-metodicheskoe-posobie-Teatr-detej.pdf

руководителей

детских

театральных

5. Техника театра кукол
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1664348252&tld=ru&lang=ru&name=tekhnika_teatra_kukol.pd
f&text=методические%20материалы%20по%20кукольному%20театру%20для%20детей&url=htt
ps%3A%2F%2Fteatrvinograd.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2015%2F06%2Ftekhnika_teatra_kukol.pdf&lr=11262&mime=pdf&l10n=ru&
sign=4cf311fde11e5438ca2769f355b64546&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1664348252%2
6tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dtekhnika_teatra_kukol.pdf%26text%3D%25D0%25BC%25

D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%
25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1
%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258B%2B
%25D0%25BF%25D0%25BE%2B%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25BE%25
D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D1%2583%2B%25D1%
2582%25D0%25B5%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%2B%25D0%25B4%2
5D0%25BB%25D1%258F%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%2
5B9%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fteatrvinograd.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2015%2F06%2Ftekhnika_teatra_kukol.pdf%26lr%3D11262%26mime%3Dpd
f%26l10n%3Dru%26sign%3D4cf311fde11e5438ca2769f355b64546%26keyno%3D0%26nosw%3D1
Презентация «Виды игр в кукольном театре» teatralizaciya.pdf
6.
7. Сценарии
пьес
для
кукольного
спектакля
https://www.happykids.ru/cat.php%3Fcat_id%3D77
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через
АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности
обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация совместной
деятельности детей и родителей.
1.
Создание фотоальбома «Моя семья».
2.
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения».
Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к
эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать
коллективное мнение.
План воспитательно-развивающие мероприятия объединения «Буратино»
на 2022-2023 учебный год
№п/п Мероприятия
Форма
Месяц
Осенняя пора – очей очарованье
Экскурсия на природу. сентябрь
1
День здоровья
Покровская ярмарка
Фольклорный праздник
октябрь
2
День согласия и примирения
Акция
ноябрь
3
Путешествие в мир новогодней сказки
Праздник
декабрь
4
Мастерская Марьи-искусницы
Семейный проект
Январь5
февраль
Бабушкин сундук
Праздник
семейных март
6
традиций
Мы этой памяти верны…, творческий Разработка и презентация Апрель7
проект, посвященный Дню Победы
проекта
май
Иные компоненты
Условия реализации программы

Для организации и осуществления образовательного процесса необходим ряд компонентов,
обеспечивающих его эффективность:
Технические условия реализации программы:
 кабинет для репетиций;
 шкафы для хранения кукол, декораций, костюмов;
 сцена для постановки спектаклей, художественных номеров (актовый зал);
 столярная мастерская (для изготовления ширм и пр.).
Оснащение кабинета:
 мебель (шкафы, столы, стулья);
 магнитофон;
 утюг;
 гладильная доска;
 ножницы, иглы, нитки;
 ткани для изготовления кукол, декораций, костюмов;
 швейная машина;
 ватман, краски, кисть;
 куклы, костюмы, декорации;
 методическая литература для детей, родителей, педагогов.
Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение образовательной программы представляет собой
набор дидактических средств обучения, который постоянно пополняется педагогом с помощью
обучающихся и их родителей. Дидактические средства: учебные, наглядные и методические
пособия - ценный элемент процесса обучения, их подбор зависит от поставленных целей
занятия, используемых методов, форм и приемов обучения.
Видеокассеты с записями выступлений, фрагментами спектаклей и фестивалей
профессиональных театров кукол.
Альбомы с фотографиями и статьями из СМИ.
Аудиозаписи.
Библиотека.
Сборники материалов по технологии изготовления куклы, истории театрального костюма,
сценографии театра кукол.
Инсценировки прошлых лет.
Положения о театральных конкурсах.
Психологические тесты, педагогические диагностические материалы.
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Театр,
где играют куклы и дети» требуется педагог, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Литература для педагога
1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по
курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
2. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
3. . Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
5. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
6. . Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
7. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».