ДОП Экология ландшафтного дизайна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06.09.2022г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12.09.2022г..
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ЭКОЛОГИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА»
Возраст обучающихся: 12 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый

Автор – составитель программы:
Зенин Алексей Сергеевич
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2022г.

Содержание
1. Титульный лист программы
2. Пояснительная записка
3. Комплекс основных характеристик образования
3.1. Объём и содержание программы
3.2. Планируемые результаты
4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Учебный план
4.2. Календарный учебный график
4.3. Оценочные материалы
4.4. Методические материалы
5. Иные компоненты
5.1. Условия реализации программы.
5.2. Календарный план воспитательной работы
5.3. Список литературы
6. Приложения
6.1. Приложение 1 Календарный учебно-тематический план
программы
6.2. Приложение 2 Оценочные материалы. Текущий контроль по темам Программы
6.3. Приложение 3 Конспект занятия

1
3
5
5
7
8
8
9
9
10
15
15
15
16
18
18
23
29

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология
ландшафтного дизайна» разработана на основе:
- Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Бушмелевой И.Л. «Ландшафтный дизайн - 1», г. Воткинск: Учитель, 2021 г.- 38 с.;
В соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология ландшафтного дизайна»
относится к естественнонаучной направленности.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология
ландшафтного дизайна» была разработана в рамках регионального инновационного
проекта по развитию агробизнес-образования Братского района в условиях учреждения
дополнительного образования «Братская Земля – Родина моя!», одной из задач которого
является разработка и реализация программ по формированию у обучающихся базовых
навыков в области агросферы.
В связи с тем, что специалисты отрасли ландшафтного дизайна в настоящее время
становятся все более востребованными, программа направлена на развитие
познавательного интереса к созданию композиций из растений, организации учебных
проектов по оформлению объектов. Знания, полученные обучающимися, могут быть
применены ими в повседневной жизни для облагораживания своих садовых участков,
территории вокруг школы. Данная программа способствует профориентации, для кого-то
этот вид деятельности станет будущей профессией.

3

Отличительные особенности программы.
Обучающиеся имеют базовый уровень знаний школьной общеобразовательной
программы по курсам «Окружающий мир», «Биология», «Изобразительное искусство»,
«Технология». Программа дополняет и углубляет знания обучающихся в рамках данных
курсов.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она содействует
социализации и профессиональному самоопределению обучающихся через создание
условий, направленных на получения знаний, представления о себе, собственных
ресурсах, интересов и увлечений, представлений о рынке труда и рынке образовательных
услуг, а также активизации личностной позиции молодежи в ситуации профессионального
выбора.
Включение регионального компонента, который заключается в изучении природы
и культуры родного края, способствует формированию патриотизма.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология
ландшафтного дизайна» адресована обучающимся (мальчикам и девочкам) 12-16 лет.
Группа может быть сформирована как из учащихся разных возрастных категорий,
так и обучающихся одного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология ландшафтного дизайна»
разрабатывалась с учетом возрастных, психологических особенностей среднего и
старшего школьного возраста.
Ранняя юность – это возраст установления психологической независимости во всех
жизненных сферах, характеризуется повышенным самоконтролем и саморегуляцией. В
данный возрастной период появляется ряд изменений в мировоззренческой, нравственной
сфере, меняется стиль общения со сверстниками и взрослыми.
Самоопределение школьников, как профессиональное, так и личностное, становится
для них главным смыслом жизни. У них формируется новая внутренняя позиция,
включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
За данный возрастной период им необходимо разработать свой жизненный план – и
найти ответы на поставленные вопросы, какую профессию выбрать, чтобы потом об этом
не пожалеть, как развиваться дальше и какое будущее их ждет.
Построение своих жизненных планов требует от старших школьников большей
уверенности в себе, в своих силах и возможностях. С профессиональным
самоопределением у старшеклассников меняется мотивация к учебе и появляется
осознанное отношение к учению. В данном возрасте школьники рассматривают учебу, как
необходимую базу для получения знаний и умений, как предпосылку к будущей
профессиональной деятельности.
От будущих выпускников общество требует профессионального самоопределения,
хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и
склонностях, иметь более подробное представление о своей будущей профессии.
Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по желанию
родителей/по времени подачи заявления/ с учётом равномерного распределения девочек и
мальчиков/ в количестве до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в
течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся.
На обучение принимаются дети возраста 12-16 лет, без учёта уровня развития
ребёнка и его способностей.

4

Программа предполагает включение в учебную группу ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ осваивает программу по индивидуальному
маршруту.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология ландшафтного дизайна»
рассчитана на 1 год, 9 месяцев обучения, 36 недель, 144 часа.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
При необходимости - в дистанционной форме с использованием образовательных
платформ: Zoom, WatsApp, Viber, Google Формы.
Использование мессенджера Viber позволяет создать группу из обучающихся, в
которой можно размещать лекционный, дидактический и методический материал по
темам, фото и видеофайлы, презентации. Результаты практических работ, обучающиеся
могут направить в виде фотографии в группу либо в личное сообщение педагогу.
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Экология ландшафтного
дизайна» предполагает общее количество 144 часа в год. Режим занятия программы 1 года
обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45 минут, перерыв
между занятиями 10-15 минут.
Уровень обучения – базовый.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие индивидуального творческого потенциала обучающихся,
практических навыков и умений путем освоения искусства ландшафтного дизайна.
Задачи:
Обучающие:
-ознакомить с основами композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна;
-обучить первоначальным навыкам проектной деятельности художественной
направленности;
- расширить представления обучающихся об окружающем мире, биологии растений,
вредителях и болезнях цветочных культур,
-формировать базовые навыки в области агросферы.
Развивающие:
-развивать интерес к природе и культуре родного края;
-развивать у обучающихся художественный вкус, способность видеть и чувствовать
гармонию в природе.
- развивать эстетический вкус;
- формировать такие личностные качества как: доброта, взаимопомощь, ответственность
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- формировать коммуникативные навыки обучающихся, внимательное и уважительное
отношение к людям, стремление к взаимопомощи, бережному отношению к природе.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 144 часа.
5

Содержание программы
Раздел 1. Введение в экологию ландшафтного дизайна – 2 часа.
Инструктаж по ТБ, ОТ. Знакомство обучающихся.
Раздел 2. Стили ландшафтного дизайна – 16 часов.
Теория:
Основные направления ландшафтного дизайна. История и современность.
Раскрытие стилей ландшафтного дизайна: регулярный, пейзажный, французский,
английский, итальянский, пасторальный, голландский, исламский, китайский, японский,
русские сады, сады в стиле модерн, фантазийный сад. Применение «Зимнего сада» в
ландшафтном дизайне.
Практика:
Тест: «Стили ландшафтного дизайна»
Раздел 3. Цветочные культуры, их агробиологические особенности – 36 часов.
Теория:
Многолетники зимующие и не зимующие в открытом грунте (Морфологические и
биологические особенности. Основные представители. Использование в озеленении.)
Двулетние цветочные культуры (Морфологические и биологические особенности.
Основные представители. Использование в озеленении.)
Однолетние цветочные культуры (Морфологические и биологические
особенности. Основные представители. Использование в озеленении.)
Луковичные и клубнелуковичные культуры (Знакомство с разнообразием
луковичных растений. Классификация и биологические особенности.)
Размножение цветочных растений (Семенное размножение. Вегетативное
размножение.).
Декоративные деревья и кустарники (Роль деревьев и кустарников саду. Способы
размножения. Принцип подбора древесно-кустарниковых растений. Знакомство с
ассортиментом растений.)
Практика:
Составление таблиц: «Декоративные и хозяйственно-биологические качества,
сроки посева, сроки посадки».
Тест: «Цветочные культуры».
Раздел 4. Элементы ландшафтного дизайна – 36 часов.
Теория:
Основные элементы оформления клумб и цветников (Основные элементы: клумба,
арабеска, цветник в раковине, партер, солитер. Основные правила для оформления клумб.)
Устройство газона и уход (Краткая агробиологическая характеристика основных
газонных трав; типы газонов. Уход и проблемы, возникающие при уходе за газоном.)
Искусство создания сухого ручья (Формы сухого ручья, материал, строительство,
уход.)
Альпийская горка в садовом дизайне (Знакомство с альпийской горкой. Устройство
и применение в озеленении.)
Создание водоема в саду (Виды и способы устройства. Подбор ассортимента)
Создание непрерывно-цветущего сада (Сезонные цветники. Сроки цветения
однолетников, многолетников, кустарников. Правила ухода)
«Живые скульптуры в ландшафтном дизайне (Необходимые материалы для
создания. Правила и порядок выполнения работ)
Ароматный сад (Выбираем ароматные цветы. Место посадки)
Садовые дорожки. Эффектные подпорные стенки в оформлении сада (Виды
подпорных стенок. Устройство садовых дорожек.)
6

Декоративные элементы в оформлении цветников (Декоративные элементы из
подручных материалом и заводского производства)
Практика:
Изготовление эскиза основного элемента в оформлении клумб. Проектирование
альпийских горок. Составление и разработка клумбы в виде схемы.
Тест: «Оформление сада». «Основные элементы оформления клумб и цветников». Защита
презентаций.
Раздел 5. Вредители и болезни цветочных культур – 2 часа.
Теория:
Вред, наносимый насекомыми. Основные представители вредителей. Заболевания
вирусные, грибковые. Химические, механические и биологические способы борьбы.
Практика:
Тест: «Вредители и болезни цветочных культур».
Раздел 6. Дополнительные элементы дизайна – 36 часов.
Теория:
Ограды и заборы (Назначение. Виды Заборов. Виды ограды)
Освещение и подсветка (Садово-парковое освещение. Типы освещение. Освещение
дорожек и площадок)
Беседки и бельведеры (Беседка. Форма и размеры. Бельведер.)
Вода в вашем саду (Водопад. Фонтан. Устройство в саду.)
Вечнозеленые растения, используемые в оформлении участка (Разновидности
хвойных)
Основные работы по посадке деревьев и кустарников (Правило посадки. Время
посадки.)
Уход за деревьями и кустарниками (Правила ухода за древесно-кустарниковыми
растениями)
Виды деревьев, вечнозеленых кустарников и растений (Основные представители)
Практика:
Подготовка посадочных ям. Подготовка дерева к посадке. Работы по посадки
деревьев и кустарников. Полив. Рыхление. Подкормка. Уход за кроной.
Тест «Ландшафтный дизайн».
Раздел 7. Дизайн начинается с проекта – 14 часов.
Теория:
Основные этапы ландшафтного проектирования.
Практика: Разработка проекта по ландшафтному дизайну.
Раздел 8. Итоговое занятие – 2 часа.
Итоговая аттестация: Защита творческого проекта.
Планируемые результаты
По окончании обучения, обучающиеся будут знать:
-правила организации рабочего места;
-технику безопасности при работе с инструментами;
По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:
-правильно организовать своё рабочее место;
-выполнять правила техники безопасности;
Личностные результаты:
- получат возможность реализовать свой творческий потенциал;
- научатся работать в коллективе и нести ответственность за выполнение общего задания;
- научатся оценивать себя адекватно реальным достижениям.
Предметные результаты:
- узнают биологию растений, которые используются в ландшафтном дизайне, вредителей
и болезни цветочных культур;
7

- познакомятся с историей, стилями, основными элементами ландшафтного дизайна;
- будут иметь понятие о композиции и колористке, цветовой гармонии.
Метапредметные результаты:
- освоят первоначальные навыки публичной защиты своих творческих проектов;
- научатся находить информацию в различных источниках (учебники, научно-популярная
литература, биологические словари и справочники, в сети Интернет);
- научатся аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и выражать свои
мысли.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Экология ландшафтного дизайна»
Учебный план
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

1

Введение в экологию
ландшафтного дизайна
Стили ландшафтного
дизайна

2

Теория

Практика

2

2
10

16

Цветочные культуры, их 18
агробиологические
особенности
Элементы ландшафтного 12
дизайна

18

36

24

36

5

Вредители и болезни
цветочных культур

1

1

2

6

Дополнительные
элементы дизайна
Дизайн начинается с
проекта

14

22

36

4

10

14

Итоговое занятие

0

2

2

итого

56

56

144

3

4

7
8

6

Всего

Форма
промежуточной
аттестации
Инструктаж
Тест «Стили
ландшафтного
дизайна»
Тест «Цветочные
культуры»
Защита презентаций,
тесты «Основные
элементы
оформления клумб и
цветников»,
«Оформление сада»
Тест
«Вредители и
болезни
цветочных
культур»
Тест «Ландшафтный
дизайн»
Наблюдение за
выполнением
проекта
Защита творческого
проекта

8

16

14

май

8

апрель

14

Март

2

февраль

декабрь

18

январь

ноябрь

Введение в экологию
2
ландшафтного дизайна
Стили ландшафтного
14
дизайна
Цветочные культуры, их
агробиологические
особенности
Элементы ландшафтного
дизайна
Вредители и болезни
цветочных культур
Дополнительные элементы
дизайна
Дизайн начинается с
проекта
Итоговое занятие

октябрь

сентябрь

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Экология ландшафтного дизайна»
Календарный учебный график
Раздел/месяц

2
16

14

2
6

2

12
2

Оценочные материалы
Виды контроля:
Текущий контроль- проводится за знаниями, умениями и навыками обучающихся
соответственно разделам образовательной программы. Педагог, оценивая практическую
деятельность обучающегося, фиксирует результаты в журнале.
Итоговая аттестация - проводится по окончании освоения дополнительной
общеразвивающей программы, оценивается в ходе просмотра и защиты творческих
проектов и тестирования.
Формы контроля:
Формы текущего контроля: наблюдение, самостоятельная и практическая работа,
тестовый контроль.
Формы итоговой аттестации: тест, защита творческого проекта.
Система оценивания
Результаты освоения теоретического материала (выполнение тестовых заданий) и
качество выполнения творческих практических заданий (просмотр презентаций, рисунков,
творческих работ) оцениваются отдельно и результат в баллах суммируется для
получения объективного результата.
Оценка тестовых работ: приложение № 3
Критерии оценивания творческих работ:
Соответствие выбранной тематике – 0-3 балла.
9

Оригинальность идеи – 0-3 балла.
Эстетичность, художественный вкус – 0-3 балла.
Качество работы, аккуратность, правильность оформления – 0-3 балла.
Уровень самостоятельности исполнения работы – 0-3 балла.
Максимальное количество баллов – 15.
Низкий уровень – 0 – 4 балла.
Средний уровень – 5 – 8 баллов.
Хороший уровень – 9 – 12 баллов.
Высокий уровень – 13 – 15 баллов.
Выведение итоговых оценок
Критерии оценивания проекта
Идея проекта, актуальность
Описание, используемого материала
Качество оформления проекта
Техника выполнения работы
Защита проекта

Баллы
0-5
0-5
0-5
0-5
0-5

Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов — 25.
От 21 до 25 баллов — высокий уровень;
От 16 до 20 баллов — хороший уровень
От 10 до 15 баллов — средний уровень;
От 0 до 9 баллов — низкий уровень.
Методические материалы
Формы и методы работы
Устные словесные методы:
• Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При
подготовке к работе объясняю, как рационально организовать рабочее место. При
планировании работы – как выполнить - эскиз и определить последовательность работы, в
процессе объяснения знакомлю детей со свойствами материалов и назначением
инструментов, новыми техническими терминами.
•
Инструктаж – это объяснение способов трудовых действий, направленных
на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении трудовых
действий, на корректировку практической деятельности обучающихся. Различают
вводный, текущий и заключительный инструктаж. Во время вводного инструктажа
сообщаю тему занятия, затем демонстрирую правила выполнения трудовых приемов в
нормальном и замедленном темпе. Как бы хорошо, подробно и отчетливо не проходил
вводный инструктаж, как бы хорошо обучающийся не знал теорию о рабочих движениях
и приемах, его первые попытки выполнить работу часть сопряжены с неудачами. Поэтому
тщательно слежу за первой работой детей, на этой основе конкретизирую действия
обучающихся, т.е. провожу текущий инструктаж. Обращаю внимание ребят на работы, в
которых допустили ошибки, выясняем причину неправильной работы, показываю еще раз
наиболее трудные моменты в работе. Заключительный инструктаж – это демонстрация
качественно выполненных изделий, общая характеристика работы детей.
10

• Рассказ применяется на занятиях для сообщения новых знаний. На рассказ
отводится мало времени, поэтому содержание его очень краткое. Использую рассказ в
изучении темы, где коротко рассказываю исторические сведения, теоретические основы
темы и т.п. На занятиях рассказ часто переходит в беседу.
• Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного
обмена мнениями педагога и воспитанников. Беседа способствует активизации детского
мышления. Беседа обычно занимает 10-15 минут, в ходе ее предусматривается также
анализ изделий, проектов, обсуждение технологии работы, оценка качества работы.
Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие обучающимися
конкретных предметов и их образов. На занятиях использую натуральные и
изобразительные пособия (модели, макеты, таблицы, картины, использование
компьютерных технологий (презентации)
Практические методы.
Занятия
проводятся
под
непосредственным
контролем
педагога.
Последовательность работы может быть такова. Вместе с обучающимися обсуждается
план выполнения всей работы, дети рассматривают образец, анализируют этапы работы,
обсуждают цветовое решение Практическую работу дети выполняют самостоятельно, но
при необходимости обращаются за помощью к товарищам или педагогу.
Методы по познавательной активности
Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать
информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий
репродуктивная деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений
строю таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны.
Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и
поисковой деятельности. Воспитанникам не дается окончательное решение задачи, часть
посильных вопросов дети решают самостоятельно.
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам
и методам осуществления.
Одним из приемов создания ситуации успеха служит подбор не одного, а
небольшого ряда заданий нарастающей сложности. В изучении каждой темы первое
занятие проще, чем последующие.
Другим приемом служит дифференцированная помощь ребенку при выполнении
задания.
Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра,
поэтому игровой метод должен широко использоваться. Через игру на занятиях
происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к
работе, формирование устойчивого интереса к новой технике. Исходя из содержания
программы, провожу различные познавательные игры: игры-путешествия, сюжетноролевые, конкурсы-соревнования и др. Игры-путешествия, которые часто используются в
кружковой работе, основаны на первоначальных представлениях детей о теме занятия.
При этом важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство ребят
воспринимает предложенную информацию. Игры-путешествия связаны с воображаемой
ситуацией.
11

Рекомендуемая схема построения типового занятия:
1. Организационный момент (приветствие, создание психологического настроя,
мотивация на учебную деятельность, подготовка рабочего места сообщение темы и цели
занятия).
2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний (проверка
усвоения материала предыдущего занятия – опрос, творческие задания).
3. Ознакомление с новым материалом (устный рассказ, демонстрация презентаций,
фото- и видеоматериалов и др. дидактических средств обучения, мотивирующих к
познанию).
4. Физминутка.
5. Осмысление и закрепление материала (использование тренировочных
упражнений, творческих заданий, самостоятельная работа, коррекция ошибочных
представлений).
6. Подведение итогов занятия (анализ и оценка достижения цели, причин
некачественной работы, определение перспектив деятельности, уборка рабочего места).
Важную роль в обучении играет эмоциональное освоение содержания занятия.
Каждое занятие – как игровое действие. Педагог выступает в качестве режиссёра, актёра,
психолога, художника и т.д. Необходимо создавать атмосферу радости, удовольствия,
давать детям возможность прочувствовать содержание изучаемого. Для этого
целесообразно проводить занятия-игры, путешествия и т.д. Следует разнообразить формы
детской активности на занятиях. Педагог выступает как проводник общечеловеческого и
собственного, личного культурного опыта. Ему предоставляется право выбора тех или
иных способов решения педагогических задач, а также конкретных условий воспитания и
развития детей.
В обучении следует опираться на имеющийся личный эмоциональный, бытовой,
визуальный опыт ребёнка. Беседы, использование зрительного ряда позволит расширить
представления и знания об окружающем мире. В качестве зрительного ряда могут
выступать репродукции, фотографии, детские работы и работы педагога, игрушки,
животные, фрукты, ягоды и т.д.
Создание коллективных работ помогает координировать совместные действия,
вызывает чувство гордости за участие в общей работе, позволяет оценить свой вклад.
Учебно-методические пособия.
Справочная литература:
• энциклопедии;
• Интернет-ресурсы;
Учебные пособия:
• тематические подборки рисунков с изображением птиц, животных;
• тематические подборки рисунков с изображением растительного мира, цветочного
орнамента;
• тематические подборки рисунков с изображением сказочных персонажей.
Дидактические пособия:
№
1

Тема
Введение

Методический и дидактический материал
Материал «Для чего нужен ландшафтный
дизайн», «С чего начинается сад»
12

2
3

4

5

6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

Стили ландшафтного дизайна

Методический материал «Основные стили,
используемые в ландшафтном дизайне»
Многолетники, зимующие и не Наглядный материал» фото многолетних цветов.
зимующие в открытом грунте
Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент
многолетних цветочных культур»
Двулетние цветочные
Наглядный материал» фото многолетних цветов.
культуры
Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент двулетних
цветочных культур»
Однолетние цветочные
Наглядный материал» фото многолетних цветов.
культуры
Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент однолетних
цветочных культур»
Луковичные и
Наглядный материал: фото луковичных и
клубнелуковичные растения
клубнелуковичных. Таблица «Ассортимент
луковичных и клубнелуковичных цветочных
культур»
Размножение цветочных
Методический материал «Способы размножения
растений
цветочных культур»
Декоративные деревья и
Методический материал «Ассортимент
кустарники. Живые изгороди
декоративных деревьев и кустарников»
Основные
элементы Методический материал: Оформление клумбы,
оформления клумб и цветников бордюра, миксбордера, солитера, схемы и
рисунки: «Тонкости оформления цветника»
Устройство газона, уход
Схемы, рисунки газонов. Методический материал
«Газоны для сада»
Искусство создания «сухого»
Схемы, рисунки «сухого ручья». Методический
ручья
материал «Искусство создания «сухого» ручья»
Альпийская горка в садовом
Методический материал «Виды альпийских
дизайне
горок», «Как устроить альпийскую горку»
Создание водоема в саду
Методический материал «Водоем в саду»,
растения для водоемов
Создание непрерывноМетодический материал «Сад не отдыхает»,
цветущего сада
«Виды клумб»
«Живые» скульптуры в
Методический материал «Живая скульптура в
ландшафтном дизайне
саду»
Ароматный сад
Методический материал «Ароматные растения»
Эффектные подпорные стенки Методический материал «Виды подпорных
в оформлении сада
стенок, растения»
Садовые дорожки – как
Методический материал «Сад и садовые
украшение садового
дорожки»
ландшафта
Декоративные элементы в
Методический материал «Декоративное
оформлении цветников
дополнение к оформлению сада»
Вредители и болезни
Фото: коллекция вредителей и болезней
цветочных культур
Ограды и заборы
Фото «Виды оградок и заборов», Материал для
13

22

Освещение и подсветка

23
24
25

Беседки и бельведеры
Вода в вашем саду
Вечнозеленые растения,
используемые в оформлении
участка.
Виды деревьев, вечнозеленых
кустарников и растений.

26

27

Зеленые насаждения на
различных территориях

28

Основные работы по посадке
деревьев и кустарников

29

Уход за деревьями и
кустарниками

30

Дизайн начинается с проекта

31

Итоговое занятие

выполнения
«Виды освещения», «Правила пользования»,
«Правила подборки дополнительной подсветки»
«Виды беседок», «Виды бельведера»
«Устройство воды». Виды
Наглядный материал: фото вечнозеленые растения
Методический материал «Виды деревьев хвойных
пород», Презентация «Основные хвойные
представители». Методический материал «Виды
деревьев лиственных пород», презентация
«Лиственные деревья». Методический материал
«Вечнозеленые почвопокровные травянистые
растения», презентация «Почвопокровные
травянистые растения»
Методический материал «Озеленение парков»
Методический материал «Озеленение улиц»
Методический материал «Озеленение скверов»
Методический материал «Озеленение
пришкольных участков». Методический материал
«Озеленение территорий больниц и
промышленных предприятий»
Методический материал «Подготовка почвы,
посадочных ям к посадке». Методический
материал «Требования к подготовке и перевозке
посадочного материала». Методический материал
«Время и техника посадки деревьев и
кустарников». Методический материал «Посадка
в зимний период». Таблицы: «Декоративные
почвопокровные растения», «Нормы
приближения деревьев и кустарников к зданиям,
сооружениям и другим объектам», «Расстояние
между растениями при устройстве живых
изгородей», «Размеры посадочных ям», «Нормы и
кратность полива деревьев и кустарников»,
«Древесные породы, обладающие большой пыле
задерживающей способностью», «Жизнь
кустарников, в зависимости от условий
произрастания».
Методический материал «Правила ухода за
древесно-кустарниковыми породами»,
презентация «Топиарная стрижка»,
Методический материал «Правила полива и
освещения растений»
Презентация «Этапы ландшафтного
проектирования»
Разработка и выполнение творческого проекта в
электронном или бумажном варианте.
Оргтехника, бумага формата А-4, цветные ручки,
карандаши.
14

Иные компоненты
Кадровое обеспечение.
Для
реализации
данной
программы
требуется
педагог,
обладающий
профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества, предмета
«технология», «экология», «дизайн», знающий специфику организации дополнительного
образования.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на
одного обучающегося)
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления;
- персональный компьютер (ноутбук);
- сканер;
- принтер лазерный;
- фотокамера цифровая.
Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф.
Календарный план воспитательной работы
№

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки
проведения

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Выставка.
Конкурсная программа
Выставка
Конкурсная программа
Выставка.
Конкурсная программа

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Конкурсная программа

Март

8.
9.

День открытых дверей.
«Осенние фантазии»
Выставка детских работ
«Новый год у ворот!»
Выставка детских работ.
Конкурсная программа
посвященная 23 февраля «Наши
защитники»
Конкурсная программа
посвященная 8 Марта «Варвара
краса, длинная коса»
Масленица
День Победы.

март
Май

10.
11.

Итоговая выставка детских работ.
Итоговое мероприятие.

Праздник
Оформление праздничной
колонны.
Выставка творческих работ.
Участие в митинге.
Выставка.
Выставка детских работ.
Конкурс-игра «Оч.умелые
ручки».

7.

Май
Май

Совместная деятельность обучающихся и родителей.
15

№
1.
2.

3.

4.

Название мероприятия, события
«Новый год у ворот!»
Конкурсная программа
посвященная 23 февраля «Наши
защитники»
Конкурсная программа
посвященная 8 Марта «Варвара
краса, длинная коса»
День Победы.

Форма проведения
Игра-представление.
Игра-соревнование.

Сроки проведения
Декабрь
Февраль

Игра-соревнование.

Март

Оформление праздничной
колонны.
Участие в митинге.

Май

Список литературы
Литература для педагогов
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
от 03.04.2012 г.
3. Приказ министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г. Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
4. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных учреждений
дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области. Министерство образования Иркутской области,
Иркутск, 2016.
7. Розмари, А. Настольная книга садового дизайнера [Текст]/ А. Розмари – М.: ЗАО
«БММ», 2008. – 292 стр.
8. Розмари, А. Дизайн Сада. Профессиональный подход [Текст]/ А. Розмари, К.
Бэтстоун – Москва: «Кладезь-Букс», 2006. – 135 стр.
9. Исаева, Е.В., Шестопал З.А. Атлас болезней плодовых и ягодных культур. 3-е
издание, переработанное и дополненное [Текст]/ Исаева Е.В., Шестопал З.А –
Киев: «Урожай», 1991. – 144 стр.
10. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 1 [Текст]/ Михайлов С.М – М.: Союз
дизайнеров России, 2002. – 270 стр.
11. Лазарев, А.Г., Лазарева Е.В. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Лазарев А.Г.,
Лазарева Е.В. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. -283 стр.

Литература для обучающихся

16

1. Коновалова, Т.Ю., Шевырева Н.А. Декоративные кустарники, или 1000 растений
для вашего сада. Иллюстрированный справочник. [Текст]/ Коновалова Т.Ю.,
Шевырева Н.А. – М.: ЗАО «Фитон+», 2004. – 192 стр.
2. Нестерова, А.В. Газоны, цветники и дорожки [Текст]/ Нестерова А.В. – М.: Вече,
2003. – 208 стр.
3. Мак-Кой, Питер, Тесса Ивелей Ландшафтный дизайн. Практическая энциклопедия.
[Текст]/ Мак-Кой Питер, Тесса Ивелей – М.: Росмэн-пресс, 2001. – 511 стр.
4. Белочкина, Ю.В. Ландшафтный дизайн [Текст]/ Белочкина Ю.В. – Харьков:
ФОЛИО, 2006. – 316 стр.
Литература для родителей
1. Коновалова, Т.Ю., Шевырева Н.А. Декоративные кустарники, или 1000 растений
для вашего сада. Иллюстрированный справочник. [Текст]/ Коновалова Т.Ю.,
Шевырева Н.А. – М.: ЗАО «Фитон+», 2004. – 192 стр.
2. Доронина, Н. Ландшафтный дизайн [Текст]/ Доронина Н. М.: ЗАО Фитон+,2006. –
143 стр.
3. Мак-Кой, Питер, Тесса Ивелей Ландшафтный дизайн. Практическая энциклопедия.
[Текст]/ Мак-Кой Питер, Тесса Ивелей – М.: Росмэн-пресс, 2001. – 511 стр.
4. Нестерова, А.В. Газоны, цветники и дорожки [Текст]/ Нестерова А.В. – М.: Вече,
2003. – 208 стр.

Приложение 1
17

Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей
программы «Экология ландшафтного дизайна»
Календарный учебный график (тематический план)
№

Дата
Гр1
Гр2

Гр3
Гр4

Название раздела; темы
раздела; тема занятия

Об
ъем
час
ов

Введение 2 ч.
07.09.2022
Введение. Охрана труда при
проведении учебных занятий,
инструктажи
Стили ландшафтного дизайна 16 ч.

1

05.09.2022

2

08.09.2022

10.09.2022

Раскрыть стили ландшафтного 2
дизайна: Регулярный, пейзажный

3

12.09.2022

14.09.2022

Раскрыть стили ландшафтного 2
дизайна: Регулярный, пейзажный

4

15.09.2022

17.09.2022

06.10.2022

08.10.2022

5

6
7
8
9

10

2

Французский,
английский,
2
итальянский, пасторальный
стили
19.09.2022
21.09.2022
Французский,
английский,
2
итальянский, пасторальный
стили
22.09.2022
24.09.2022
Голландский,
исламский,
2
китайский, японский стиль
26.09.2022
28.09.2022
Голландский,
исламский,
2
китайский, японский стиль
29.09.2022
01.10.2022
Русские сады, сады в стиле
2
модерн, фантазийный сад
03.10.2022
05.10.2022
Применение «Зимнего сада» в
2
ландшафтном дизайне
Цветочные культуры, их агробиологические особенности 36 ч.

11

12.10.2022
10.10.2022

12

Форм
а
занят
ия

13.10.2022

15.10.2022

Многолетники, зимующие и
не зимующие в открытом
грунте. Морфологические и
биологические особенности
Многолетники, зимующие и
не зимующие в открытом
грунте. Морфологические и
биологические особенности
Особенности выращивания в
открытом грунте. Основные
представители.
Использование в озеленении.
Составление
таблицы.
Декоративные
и
хозяйственно- биологические

2

2

2

18

13

17.10.2022

19.10.2022

14

20.10.2022

22.10.2022

15

26.10.2022
24.10.2022

16

27.10.2022

29.10.2022

17

31.10.2022

02.11.2022

18

03.11.2022

05.11.2022

19

07.11.2022

09.11.2022

20

10.11.2022

12.11.2022

21

14.11.2022

16.11.2022

22

17.11.2022

23

21.11.2022

19.11.2022

23.11.2022

качества сроки посева
Двулетние
цветочные
культуры. Морфологические
и биологические особенности
Основные
представители.
Использование в озеленении
Составление
таблицы.
Декоративные
и
хозяйственно- биологические
качества сроки посева
Однолетние
цветочные
культуры. Морфологические
и биологические особенности
Основные
представители.
Использование в озеленении.
Однолетние цветочные
культуры. Морфологические
и биологические особенности
Основные
представители.
Использование в озеленении
Однолетние
цветочные
культуры. Морфологические
и биологические особенности
Основные
представители.
Использование в озеленении
Составление
таблицы.
Декоративные
и
хозяйственно- биологические
качества сроки посева
Луковичные и
клубнелуковичные растения.
Знакомство с разнообразием
луковичных растений.
Классификация и
биологические особенности.
Составление
таблицы.
Декоративные
и
хозяйственно- биологические
качества,
сроки
посадки
луковичных
Размножение
растений.
Семенное
размножение.
Вегетативное размножение
Размножение
растений.
Семенное
размножение.
Зарисовка
вегетативного
размножения растений
Декоративные
деревья
и
кустарники. Живые изгороди.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

Декоративные
деревья
и
кустарники. Живые изгороди.

2

Декоративные
деревья
и
кустарники. Живые изгороди.
03.12.2022
Роль деревьев и кустарников
в
саду.
Способы
размножения.
Принцип
подбора
древеснокустарниковых
растений.
Знакомство с ассортиментом
растений
07.12.222
Составление
таблицы.
Декоративные
и
хозяйственно- биологические
качества сроки посадки
Элементы ландшафтного дизайна 36 ч.

2

Основные
элементы
оформления
клумб
и
цветников.
Основные
элементы: клумба, рабатка,
бордюр, миксбордер, солитер,
рокарий, арабеска, партер,
цветник
в
раковине,
групповая посадка.
Основные
элементы
оформления
клумб
и
цветников.
Основные
элементы: клумба, рабатка,
бордюр, миксбордер, солитер,
рокарий, арабеска, партер,
цветник
в
раковине,
групповая посадка.
Основные
элементы
оформления
клумб
и
цветников.
Основные
элементы: клумба, рабатка,
бордюр, миксбордер, солитер,
рокарий, арабеска, партер,
цветник
в
раковине,
групповая посадка.
Основные
правила
для
оформления
клумб.
Нарисовать эскиз основного
элемента
в
оформлении
клумб. Презентация.
Устройство газона и уход.
Краткая агробиологическая
характеристика
основных
газонных трав; типы газонов.
Уход
и
проблемы,

2

24

24.11.2022

26.11.2022

25

28.11.2022

30.11.2022

26

01.12.2022

27

05.12.2022

28

08.12.2022

10.12.2022

29

12.12.2022

14.12.2022

30

15.12.2022

17.12.2022

31

19.12.2022

21.12.2022

32

22.12.2022

24.12.2022

2

2

2

2

2

2

20

33

26.12.2022

28.12.2022

34

29.12.2022

11.01.2023

35

09.01.2023

14.01.2023

36

12.01.2023

18.01.2023

37

16.01.2023

21.01.2023

38

19.01.2023

25.01.2023

39

23.01.2023

28.01.2023

40

26.01.2023

01.02.2023

41

30.01.2023

04.02.2023

возникающие при уходе за
газоном.
Искусство создания сухого
ручья. Формы сухого ручья,
необходимый
материал,
строительство, уход.
Знакомство с альпийскими
горками.
Устройство
и
применение в озеленении.
Проектирование альпийских
горок, подбор растительного
ассортимента.
Создание водоема в саду.
Виды и способы устройства.
Подбор ассортимента водных
растений.
Создание
непрерывно
цветущего сада. Сезонные
цветники. Изучение сроков
цветения
однолетников,
многолетников, декоративноцветущий
кустарников.
Правила ухода за цветниками.
Создание
непрерывно
цветущего сада. Сезонные
цветники. Изучение сроков
цветения
однолетников,
многолетников, декоративноцветущий
кустарников.
Правила ухода за цветниками.
Создание
непрерывно
цветущего сада. Сезонные
цветники. Изучение сроков
цветения
однолетников,
многолетников, декоративноцветущий
кустарников.
Правила ухода за цветниками.
«Живые
скульптуры»
в
ландшафтном
дизайне.
Необходимые материалы для
создания
скульптуры.
Правила
и
порядок
выполнения
работы.
Разобрать
«живую»
скульптуру
с
указанием
цветов
Ароматный сад. Выбираем
ароматные
цветы
из
однолетников
и
многолетников.
Душистая
компания.
Ароматные

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

«луковки». Место посадки.
Составить и разобрать в виде
схемы «ароматную» клумбу.
08.02.2023
Ароматный сад. Выбираем
ароматные
цветы
из
однолетников
и
многолетников.
Душистая
компания.
Ароматные
«луковки». Место посадки.
Составить и разобрать в виде
схемы «ароматную» клумбу.
11.02.2023
Эффектные
подпорные
стенки в оформлении сада.
Виды подпорных стенок.
Растения для подпорных
стенок.
Разработать
подпорную стенку в виде
схемы в цветочном варианте
15.02.2023
Садовые
дорожкикак
элемент
ландшафтного
дизайна.
Устройство
использование
различного
покрытия
для
садовых
дорожек
18.02.2023
Декоративные элементы в
оформлении
цветников.
Декоративные элементы из
подручного
материала
и
заводского
производства.
Изобразить в виде рисунка
декоративный
элемент
с
описанием
необходимого
материала
Вредители и болезни цветочных культур
2 ч.

42

02.02.2023

43

06.02.2023

44

09.02.2023

45

13.02.2023

46

16.02.2023

47

20.02.2023

25.02.2023

48

27.02.2023

01.03.2023

2

2

2

2

Насекомые-вредители. Вред,
наносимый
насекомыми.
Основные
представители
вредителей.
Заболевания:
вирусные,
грибковые.
Химические, механические и
биологические
способы
борьбы
Дополнительные элементы дизайна 36 ч.
22.02.2023

Назначение. Виды заборов.
Выбор ограды
Освещение
и
подсветка.
Садово-парковое освещение.
Типы освещения. Освещения
дорожек
и
площадок.

2
2

22

49

02.03.2023

04.03.2023

50

06.03.2023

11.03.2023

51

09.03.2023

15.03.2023

52

13.03.2023

18.03.2023

53

16.03.2023

22.03.2023

54

20.03.2023

25.03.2023

55

23.03.2023

29.03.2023

56

27.03.2023

01.04.2023

57

30.03.2023

05.04.2023

58

03.04.2023

08.04.2023

59

06.04.2023

12.04.2023

60

10.04.2023

15.04.2023

61

13.04.2023

19.04.2023

62

17.04.2023

22.04.2023

63

20.04.2023

26.04.2023

64

24.04.2023

29.04.2023

Освещение
скульптурных
объектов
Беседка. Форма и размер.
Бельведер.
Вода в саду. Водопад.
Фонтан. Устройство в саду
Вечнозеленые
растения,
используемые в оформлении
участка.
Вечнозеленые
растения,
используемые в оформлении
участка.
Разновидности
хвойных,
условия выращивания.
Разновидности
хвойных,
условия выращивания.
Зеленые насаждения на
различных территориях
Зеленые
насаждения
на
различных территориях
Зеленые
насаждения
на
различных территориях
Зеленые
насаждения
на
различных территориях
Зеленые
насаждения
на
различных территориях
Основные работы по посадке
деревьев
и
кустарников.
Правила посадки. Время
посадки.
Подготовка посадочных ям.
Подготовка
дерева
к
пересадке. Полив, рыхление
почвы, подкормка, уход за
кроной.
Подготовка посадочных ям.
Подготовка
дерева
к
пересадке. Полив, рыхление
почвы, подкормка, уход за
кроной.
Уход
за
деревьями
и
кустарниками. Правила ухода
за древесно- кустарниковыми
растениями.
Виды
деревьев,
вечно
зеленых
кустарников
и
растений.
Основные
представители хвойных и
лиственных
пород,
вечнозеленых кустарников,
почвопокровных
и

2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2

2

2

23

травянистых растений
Дизайн начинается с проекта
65

27.04.2023

03.05.2023

66

04.05.2023

06.05.2023

67

11.05.2023

10.05.2023

68

15.05.2023

13.05.2023

69

18.05.2023

17.05.2023

70

22.05.2023

20.05.2023

71

25.05.2023

24.05.2023

72

29.05.2023

27.05.2023

Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.

2

Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Выполнение
самостоятельного
проекта
ландшафтного дизайна.
Итоговое занятие. Защита
проекта

2

2

2

2

2

2

2

Приложение 2
Оценочные материалы. Текущий контроль по темам Программы
Тест «Стили ландшафтного дизайна»
1. Строгая симметрия, четкие и геометрически правильные формы в планировке участка,
безупречно подстриженные кустарники и деревья. Тут нет места натуральности дикой
природы – на первое место выходит демонстративная искусственность. Как называется
стиль?
Ответ: классический
2. Стиль предполагает полную естественность и отсутствие строгих форм, отказ от
геометрически правильных фигур и полное слияние с окружающей природой. Он
воссоздает атмосферу дворянских усадеб 19 столетия, пропитанных романтикой.
Ответ: английский
3. Как называется стиль? Его характерные черты: украшают участок декоративными
колодцами или плетенной изгородью, деревянными металлическими скамейками,
колесом телеги, перевернутыми глиняными горшками, старыми кадками,
скворечниками, оригинальными клумбами, аксессуарами ручной работы.
Приветствуются фигурки в виде домашних животных.
Ответ: кантри.
4. Максимальная естественность. Вмешательство человека должно быть таким, чтобы сад
выглядел, будто бы он создан самой природой. Уход за участком минимальный, при
обустройстве во внимание необходимо принимать особенности местности и
24

обыгрывать их. Если территория равнинная, то создавать холмы ни к чему –необходимо
подчеркнуть красоту имеющегося.
Ответ: экодизайн.
5. Этот стиль соединяет в себя элементы классического и романтического, но при этом у
него – особое своеобразие. Он наиболее парадный, красочный, дворцовый. В нем
сметались английские и французские черты, мода на китайские мотивы и интерес к
«простой жизни»
Ответ: барокко.
6. В данном стиле непременно должна быть какая-то тайна, загадка, причем древняя,
«языческая». Возможно, ее оставили нам в наследство цивилизации, живущие до
начала времен.
Ответ: фентези
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 6 баллов. От 5-6 баллов высокий уровень. От 4-3
баллов – средний уровень. От 2-1 баллов – низкий уровень
Тест «Цветочные культуры»
1. Как называется травянистое растение, полный жизненный цикл которого
составляет от 12 до 24 месяцев?
a. Двулетник
b. Многолетник
c. Однолетник
2. Какие растения относятся к весенецветущим?
a. Колокольчик средний
b. Гвоздика турецкая
c. Маргаритка
3. Какие растения относятся к летнецветущим?
a. Шток-роза
b. Анютины глазки
c. Маргаритка
4. К мельчащим семенам цветочных растений относятся?
a. Агератум, левкой
b. Петуния, цинния
c. Бегония, примула
d. Портулак, настурция
5. Влияние тагетиса на почву?
a. Иссушает почву
b. Обеззараживают почву от грибковых заболеваний
c. Не отказывает никакого влияния
d. Выносит большое количество питательных веществ
6. Основные способы посева цветочно-декоративных растений?
a. Сплошной посев
b. Гнездовой
c. Ленточный
d. Рядовой
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 6 баллов. 5-6 баллов высокий уровень. 4-3 балла
– средний уровень. 2-1 балла – низкий уровень
Тест «Основные элементы оформления клумб и цветников»
25

1. Закончите определение. Ухоженный участок улицы или двора, на котором
выращивают однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения – это
a. Сад
b. Цветник
c. Газон
2. Определите вид цветника. Это яркий цветник правильной геометрической формы,
где растения размещают симметрично рядами или в виде рисунка. Середина
цветника чаще бывает приподнята, в виде холмика. Учитывается высота растений,
окраска цветков и листьев.
a. Палисадник
b. Бордюр
c. Клумба
3. Определите вид цветника. Это цветник в виде длинной узкой ленты с узором из
различных цветковых растений. Размещают вдоль дорожек, площадок.
a. Рабатка
b. Миксбордер
c. Бордюр
4. Это часть цветника, посадки цветочных растений узкой полосой по краям клумб,
рабаток, газонов, аллей. Придает оформлению цветника законченный вид.
a. Цветник
b. Бордюр
c. Дорожка
5. С помощью чего оформляют места, где разбивка обычного цветника невозможна?
a. Вазоны
b. Контейнеры
c. Подвесные корзины
6. Что нужно знать и учитывать при разбивке и оформлении любого цветника?
a. Декоративные качества растений
b. Требование растений к освещенности, почвам, влаге
c. Особенности выращивания растений
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 6 баллов. От 5-6 баллов высокий уровень. От 4-3
баллов – средний уровень. От 2-1 баллов – низкий уровень
Тест «Оформление сада»
1) Напишите основные элементы подпорных стенок (3 балла)
Ответ:
a) Фундамент – подземная часть. Именно он выдерживает всю тяжесть давления
почвы
b) Тело – наземная часть. Внутренняя сторона стены «контактирует» с землей, обводя
собой возвышенность на участке. Внешняя сторона (лицевая) является открытой,
может быть ровной или косой.
c) Дренаж и водоотвод – защитные коммуникации. Во время проектирования
конструкции обязательно необходимо предусмотреть способы отвода излишней
воды и влаги, которые все время будут накапливаться за внутренней ее
поверхностью
2) Напишите функции подпорных стенок (4балла).
Ответ:
26

a) отлично производят зонирование участка,
b) отменно преобразят и станут декоративно-художественным элементом ландшафта,
c) выполнят непревзойденную укрепительную и защитную функцию,
d) решат проблему неровности участка.
3) Назовите явления, влияющие на конструкцию (4балла)
Ответ:
a) набухания грунта в зимнюю пору,
b) ветер (если высота стенки составляет более 2 м),
c) вибрации (если рядом, к примеру, проложена железная дорога),
d) подмывание дождевой водой.
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ 1 балл, максимум 11 баллов. 9-11 балов – высокий уровень, 5-8
баллов – средний уровень, 0-4 балла – низкий уровень
Тест «Вредители и болезни цветочных культур»
1) К какой группе относятся болезни черная ножка, фузариоз, серая, белая, черная, сухая,
твердая, коричневая сердцевинная, трахеомикозное и вертициллезное увядание?
a) Гнили
b) Пятнистость
c) Налеты
2) Причина возникновения гнили?
Ответ: почвенная инфекция
3) Грибковое заболевание, которое проявляется в том, что на листьях и бутонах цветов
появляется белый мучнистый налет.
Ответ: мучнистая роса.
4) Бактерии, которые вызывают заболевания растений, могут поражать и фруктовые деревья,
и овощи, и декоративные растения.
Ответ: бактериальное заболевание
5) Маленькие мягкие насекомые на растениях размером с рисовое зернышко?
Ответ: тля.
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 5 баллов. 4-5 баллов высокий уровень. 2-3 балла
– средний уровень. 0-1 балл – низкий уровень
Тест «Ландшафтный дизайн»
1. Что такое топиар?
Ответ: искусство стрижки декоративных кустов и деревьев для придания им
необычных форм, которые украшают ландшафтный дизайн участка.
2. Какие растения подойдут для стрижки?
Ответ: лен, рябина, яблоня, лиственница, кизильник блестящий, ель, туя.
3. Что такое арбоскульптура?
Ответ: Особое искусство создания скульптур (построек, декоративных и
архитектурных форм) из живых деревьев.
4. Какие растения подходят для арбоскульптуры?
Ответ: клен липа, береза, ива, рябина.
5. Какой недостаток топиара?
27

Ответ: за растениями необходимо тщательно следить, а сама стрижка по плечу только
опытному специалисту, работа которого стоит далеко не дешево.
6. Назовите раннецветущие растения
Ответ: например, форзиция и кизил
7. Назови среднецветущие растения.
Ответ: например, спирея, чубушник, жимолость, калина
8. Назови позднецветущие растения
Ответ: например, георгины, канны, гладиолусы, хризантемы, астры.
9. Как называются растения, чей период наибольшей декоративности длится от 50 до180
дней?
Ответ: растения с длительным сроком цветения.
10. Назови основные принципы для сада непрерывного цветения.
Ответ:
a) Ассортимент цветущих культур должен быть широким,
b) Особую атмосферу придают саду крупные экземпляры, разнообразие мелких
компонентов отвлекает внимание, и клумба будет выглядеть незаконченной,
c) Компоновать растения в саду надо исходя из требований произрастания.
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 12 баллов. 10-12 баллов высокий уровень. 6-9
баллов – средний уровень. 0-5 баллов – низкий уровень
Итоговая аттестация. Тест
1. Как называются растения, которые выращиваются для украшения домов и улиц?
a) Декоративные,
b) Уличные.
2. Какие цветковые растения называют многолетними?
a) Растут и цветут только летом,
b) Растут и цветут три года,
c) Растут и цветут в течении многих лет.
3. Какие цветковые растения называют зимующими многолетниками?
a) Которые выкапывают осенью и хранят до весны,
b) Которые хорошо переносят зиму и не требуют укрытия,
c) Которые продолжают расти зимой
4. Как размножают многолетние цветковые растения?
a) Делением куста (отрезками корневищ)
b) Луковицами, клубнелуковицами
c) Черенками
5. Какие цветковые растения называют однолетними?
a) Растут и цветут несколько лет
b) Растут и цветут одно лето
c) Растут и цветут два года
6. У однолетних цветковых растений осенью…
a) Собирают семена и удаляют с корнем,
b) Срезают стебли, а корни оставляют в почве,
c) Собирают семена и ничего не обрезают.
7. Как размножаются однолетние цветковые растения?
a) Вегетативным способом
b) Семенным способом
28

8. Подумайте и скажите, частью какого органа цветкового растения являются лепестки,
тычинки, пестик, чашелистики, цветоножка?
a) Корень
b) Листья
c) Цветок
d) Стебель
9. Вспомни, какую роль в жизни растения играет корень?
a) Орган размножения растения,
b) Проводит и запасает питательные вещества,
c) Укрепляет растения в почве.
10. Какую роль в жизни растения играет стебель?
a) Участвует в вегетативном размножении растения,
b) Проводит, запасает и хранит питательные вещества,
c) Является опорой растения
11. Грибковое заболевание, которое проявляется в том, что на листьях и бутонах цветов
появляется белый мучнистый налет.
Ответ: мучнистая роса.
12. Маленькие мягкие насекомые на растениях размером с рисовое зернышко?
Ответ: тля.
Критерии оценивания:
Каждый верный ответ – 1 балл, максимум 12 баллов. 10-12 баллов высокий уровень
освоения программы. 6-9 баллов – средний уровень освоения программы. 0-5 баллов –
низкий уровень освоения программы.
Практическая работа «Творческий проект»
1. Предпроектная подготовка.
Сбор исходных данных и комплексное обследование территории. Изучается
рельеф, почва, расположение участка (северное, южное, западное, восточное)
2. Составляется генеральный план.
На нем изображаются границы участка, все соответствующие строения и зеленые
насаждения, проектируемые строения и архитектурные сооружения. На генплан
наносят дорожки, площадки, газоны, цветники, водоемы, зеленые насаждения.
 Эскиз генерального плана участка – разбивается условно на функциональные зоны.
 Разбивочный чертеж – на разбивочный чертеж нанесены размерные линии,
радиусы кривизны, расстояние в метрах. Это рабочий план для осуществления
озеленения и благоустройства участка.
 Ассортиментная ведомость растений – таблица растений, запроектированных на
генеральном плане
 Подетальная разработка цветников и альпинариев – для этого выполняется
посадочный чертеж и прилагаемая к нему ассортиментная ведомость растений

29

Приложение 3
Конспект занятия «Введение в экологию ландшафтного дизайна»
Тип занятия: Ознакомительное
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием ландшафтный дизайн.
Задачи:
1. Рассказать обучающимся для чего нужен ландшафтный дизайн.
2. Рассказать с чего начинается процесс создания дизайна сада.
3. Развивать интерес к занятиям ландшафтным дизайном.
4. Воспитывать чувство уверенности в своих силах.
Инструменты и материалы
для обучающихся:
 Тетрадь
 Ручки
 Карандаши
для педагога:
 План-конспект занятия
 Презентация
Оснащение: Экран, ноутбук
План занятия:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Ход занятия
30

1. Вводная часть
Приветствие обучающихся.
Знакомство с обучающимися.
2. Основная часть
Беседа с обучающимися (показ презентации). Рассказ для чего нужен ландшафтный
дизайн. С чего начинается ландшафтный дизайн. Правило подбора семенного материала
кедра сибирского, сосны
Инструктаж по Правила техники безопасности при работе с инструментами и
материалами, которые мы будем использовать в работе:
 Ножницы.
 Лопаты.
 Грабли.
Практическая работа
Разработка план-эскиза придомовой территории МБУ ДО «ДДТ». Разметка
дорожек и тропинок, декорирующих элементов, освещения на эскизе. Подбор семенного
материала.
Заключительная часть
Рефлексия
Понравилось ли Вам занятие? Что для Вас было интересным? Что-бы Вы хотели
узнать на занятиях ландшафтным дизайном? Что Вам понравилось? Что было Вам
интересно?
Благодарю за работу на занятии.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».