ДОП Мудрая сова 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Мудрая сова»
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы – ознакомительный

Автор-составитель:
Романова Лилия Михайловна,
методист

Вихоревка 2022г.

1

Содержание
1. Титульный лист программы

1

2. Пояснительная записка

3

3. Комплекс основных характеристик программы

4

3.1. Объём и содержание программы

4

3.2. Планируемые результаты

6

4. Комплекс организационно-педагогических условий

7

4.1. Учебный план

7

4.2. Календарный учебный график

10

4.3. Оценочные материалы

12

4.4. Методические материалы

15

5. Иные компоненты

17

5.1. Условия реализации программы.

17

5.2. Календарный план воспитательной работы

18

5.3. Список литературы

18

6. Приложение 1 Календарный учебно-тематический план

19

2

Пояснительная записка
Информационные материалы и литература
Дополнительная общеразвивающая программа «Исследовательская деятельность
дошкольников «Мудрая Сова» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам,
утв. приказом
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от
30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»
(утв. Постановлением мэра Братского района
№ 579 от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв.
Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.).
Программа создана на основе следующей научно-популярной
литературы: «Окружающий мир» авторов-составителей И. Р. Колтуновой, О. Н.
Лазаревой, М. Н. Даниловой, издательство Екатеринбург, 1999 год, «Времена года»
автор Э. Прати, издательство «Махаон», Москва, 2004 год, энциклопедия экологии для
детей «Мир вокруг тебя» авторы М. Ануин, Д. Паркер, Н. Хоукс, издательство «Махаон»,
Москва, 2005 год. Программа обновлена в 2022 г.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время экологическое воспитание признаётся приоритетным в общей
системе воспитания. Его цель определяется формированием личностных качеств
ребёнка. Смысл экологического воспитания детей заключается в осознании им
взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, формировании готовности и
стремлении оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в
мире.
Экологическое
воспитание
включает
в
себя
такие
взаимосвязанные
и
взаимозависимые категории, как: мировоззрение (система взглядов, воззрений на
природу и общество), отношения (внутренняя оценка, проявление своего чувства к
3

чему-нибудь или кому-нибудь), ценности (важность, нужность предмета или явления),
поведение (образ жизни и действий).
Комплекс основных характеристик образования
Отличительной особенностью программы для детей 5-7 лет является
организация исследовательской
деятельности
детей как инновационной
образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач
воспитания, развития в современном социуме, средством трансляции норм и
ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Адресат программы. Программа адресована дошкольникам 5-7 лет. Это
старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать
базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции. В 6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Этот
период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным,
когда ребенку приходится думать и рассуждать. Изменения самосознания приводят к
появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане,
то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии
проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших)
результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности
всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может
сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не
отвлекаться на внешние раздражители.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу,
перемена 15 минут. Продолжительность академического часа 30 минут.
Цель программы: Развитие
способности дошкольников к исследовательскому
типу мышления.
Задачи:
1. Развивать монологическую речь детей в единстве с обогащением
знаниями и представлениями об окружающей действительности;
2. Формировать стремление к практическому взаимодействию с миром
природы; 3. Организовать познавательную и исследовательскую
деятельности;
4. Формировать мыслеобразы, экологические представления, как на основе
научной информации, так и произведений искусства;
5. Воспитывать экологическую эмпатию.
Объём программы
Программа рассчитана на 72 часа.
Содержание программы.
1.Введение– 4 часа.
4

Игра-путешествие «Необыкновенные приключения в сказочной стране Гармонии»
2.Царство живой и неживой природы – 4 часа
Волшебные приключения жителей сказочной страны Гармонии
3. Окружающий мир – дом и город – 4 часа.
Дом и город нашей мечты.
4. Природные царства– 4 часа.
Общая характеристика понятия. Жители природных царств: растения, животные,
грибы и бактерии.
5. Природа моей Родины– 4 часа.
Природные зоны – общее понятие.
Знаток приглашает в путешествие по природным зонам России.
6. Планета по имени Земля– 4 часа.
Космическое путешествие по Солнечной системе. Планета Земля и её планеты-сёстры.
Земля – Голубая планета Жизни. Имитационно-ролевая игра «Парад Планет»
7. Путешествие в страну голубого неба– 4 часа.
«Необыкновенные приключения Воздушного Пузырька в стране Голубого Неба».
Воздушный океан под названием Атмосфера. Термосфера – источник Полярного
Сияния. Мезосфера – защитница от угроз из космоса. Стратосфера – воздушное
пространство для реактивных самолётов. Тропосфера образует облака, здесь
рождаются ветры, грозы, ливни и снегопады
8. Как поймать воздух – 4 часа.
Воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара. Свойства
воздуха. Изучение свойства воздуха в лаборатории Воздушного Пузырька. Воздух –
помощник животных и растений. «Радужное небо» или как люди загрязняют воздух.
Ядовитый Дым, Ядовитый выхлопной Газ – разрушители Радуги. Имитационная игра
«Разрушители Радуги»
9. Воздушная среда и её обитатели – 2 часа.
Обитатели воздуха – насекомые и птицы.
10.Экскурсия по маршрутам карты страны Гармонии – 3 часа.
Путешествие в мир воды или «Необыкновенные превращения Капельки. Сюжетноролевая игра о 3-х состояниях воды: жидкое, твёрдое, газообразное
11. Чудесные свойства воды – 3 часа.
Занятие в экспериментальной лаборатории Капельки
12. Кто живёт в подводном царстве? - 2 часа.
Растения и животные подводного царства. Дидактическая игра.
13. Многоэтажный лес или «Приключения Елового семечка» – 1 час.
Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие за чудесами вместе с гномиком
Лесовичком»
14. Перемены в жизни леса – 3 часа.
Причины сезонных изменений. Краски Осени. Лес готовится к Зиме. Жизнь лесных
обитателей Осенью. Особенности зимовки растений и животных Лесного царства.
Весеннее «Пробуждение Природы». Лето – время для продолжения жизни каждого
жителя Леса
15. Рукопись леса – 2 часа.
Таинственные следы на снегу – следы зайца, лисы, кабана, ёжика, воробья, кошки,
собаки, голубя. Изучение следов-писем, сравнение и зарисовка в альбом или блокнот.
Вместе с Лесовичком прочитаем «Рукопись Леса».
5

16. Школа выживания в лесу – 2 часа.
Специальная одежда для похода в лес. Дидактическая игра «Съедобно – не съедобно».
Опасные животные
17. Лесной плач – 1 час.
«Как человек навредил лесу». Рассказ-сочинение по картинке с помощью опорных слов
18. Многоэтажный город – 1 час.
Сочинение на тему: «Чем отличается Мир города от Мира дикой природы?»
19. Наши соседи – 1 час.
Растения и животные живут в городе рядом с нами – это наши соседи. Знакомство с
некоторыми животными, живущими в городе. Птицы и насекомые
20. Сад на подоконнике – 4 часа.
Комнатные растения. Родина комнатных растений – тёплые страны: влажные
тропические леса или пустыни. Правила посадки и уход за комнатными растениями.
Практическая работа. Посадка комнатных растений. Подготовка посадочного
материала и грунта. Забота о комнатном садике
21. Сезонные перемены в жизни города – 2 часа.
Жизнь города меняется в разные времена года так же, как и жизнь леса. Вопроснодиалоговое общение: Сравни жизнь зимнего, весеннего, летнего и осеннего города
22. Карта моего города – 3 часа.
Городские службы, зоны отдыха. С помощью карты всегда можно узнать, где
находится то или иное место. Составители карт изображают предметы условными
знаками. Практическое задание. Используя аппликацию, составить карту района, где
находится Дом Детского Творчества
23.Вихоревка – город будущего – 3 часа.
Работа над фантастическим проектом. Сочинение по опорным словам. Рисунок
города в будущем
24. Зелёное ожерелье города – 1 час.
Деревья защищают город от пыли, вредных газов и шума, радуют нас своей
зеленью.
Листья
деревьев
–
это
маленькие
заводики,
на
которых
вырабатывается кислород, необходимый для дыхания. Ветки деревьев – дом для многих
наших соседей
25. Фабрика переделок – 2 часа.
Вторичное применение вещей. Изготовление полезных вещей из бросового материала.
Пальчиковый кукольный театр. Живой уголок в бутылке
26. Итоговая аттестация – 2 часа.
Создание законов Хранителей Природы. Рисованные знаки: «Правила поведения на
природе»
27. Итоговое занятие – 2 часа.
Праздник «День Земли – день защиты нашей планеты».
Планируемые результаты.
Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения программы:
- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы
взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в
повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях
6

затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе. Анализирует действия и поступки, прогнозирует
результаты, управляет поведением, разрешает конфликтные ситуации;
Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность
действий; Делает выбор и принимает решение;
Договаривается о совместных действиях, работает в группе;
Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).
демонстрирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Эмоционально отзывчивый, адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами общения
взаимодействия с детьми и взрослыми, способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
Теория
Практи
ка

1

Введение.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

1.1

Игра-путешествие
«Необыкновенные приключения в
сказочной стране Гармонии»
Правила безопасного поведения
на занятиях, на переменке
Правила поведения, техника
пожарной безопасности
Царство живой и неживой
природы.
Царство живой природы
Царство неживой природы
Живая и неживая природа
Связь живой и неживой природы
Окружающий мир – дом и
город
Красота окружающего мира
Дом и город нашей мечты
Природные царства
Общая характеристика растений.
Необычные растения
Общая характеристика животных.
Самые маленькие и самые
большие животные.
Общая характеристика бактерий и
грибов
Совместное проживание жителей

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

4 ч.

-

4 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.

2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

-

1 ч.

1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2

4.3
4.4

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Наблюдение

7

5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1

7.2
7.3

7.4

8
8.1
8.2
8.3
9
9.1
9.2
10
10.1

10.2
10.3
11
11.1
12
12.1

природных царств
Природа моей Родины
Природные зоны. Общее понятие
Путешествие по природным
зонам России
Планета по имени Земля
Космическое путешествие по
Солнечной системе
Планета Земля и её планетысёстры
Земля – голубая планета Жизни
Игра «Парад планет»
Путешествие в страну голубого
неба
Воздушный океан под названием
Атмосфера. Термосфера –
источник полярного сияния.
Мезосфера – защитница от угроз
из космоса
Стратосфера – воздушное
пространство для реактивных
самолётов
Тропосфера – область
образования облаков, зарождения
гроз, ливней, снегопадов
Как поймать воздух
Что такое воздух. Состав воздуха
Свойства воздуха. Воздух –
помощник животных и растений.
Как люди загрязняют воздух.
Радуга и разрушители Радуги
Воздушная среда и её обитатели
Обитатели воздуха – насекомые
Обитатели воздуха - птицы
Экскурсия по маршрутам
страны Гармонии
Путешествие в мир воды или
необыкновенные превращения
Капельки
Вода мирового океана. Солёная и
пресная вода
Три состояния воды – твёрдое,
жидкое, газообразное
Чудесные свойства воды
Занятие в экспериментальной
лаборатории Капельки
Кто живёт в подводном царстве
Подводные обитатели – растения
и животные

4 ч.
2 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

4 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.

2 ч.
-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.
1 ч.
4 ч.

3,5 ч.

1 ч.
1 ч.
0,5 ч.

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

0,5 ч.

0,5ч.

4 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
0,5 ч.
1 ч.

2 ч.
0,5 ч.
1 ч.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

-

1 ч.

3 ч.
3 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
8

12.2 Дидактическая игра «Кто живёт в
подводном царстве»
13
Многоэтажный лес или
приключения елового семечка.
13.1 Сюжетно-ролевая игра «Лесное
путешествие за чудесами вместе с
гномиком Лесовичком»
14
Перемены в жизни леса
14.1 Причины сезонных изменений.
Краски осени. Жизнь лесных
обитателей осенью.
14.2 Лес готовится к зиме.
Особенности зимовки растений и
животных Лесного царства
14.3 Лето – время для продолжения
жизни каждого жителя Леса
15
Рукопись леса
15.1 Таинственные следы на снегу –
следы зайца, лисы, кабана, ежика,
воробья, кошки, собаки, голубя.
Изучение следов-писем.
15.2 Таинственные следы на снегу.
Сравнение и зарисовка в блокнот
следов.
16
Школа выживания в лесу
16.1 Специальная одежда для похода в
лес. Съедобные и несъедобные
растения.
16.2 Опасные животные
17
Лесной плач
17.1 Рассказ-сочинение «Как человек
навредил лесу»
18
Многоэтажный город
18.1 Сочинение «Чем отличается Мир
города от Мира дикой природы»
19
Наши соседи
19.1 Растения и животные города.
Птицы и насекомые
20
Сад на подоконнике
20.1 Комнатные растения. Родина
комнатных растений – тёплые
страны: влажные тропические
леса ли пустыни. Правила
посадки и уход за комнатными
растениями.
20.2 Подготовка посадочного
материала и грунта. Посадка
комнатных растений. Забота о
комнатном садике.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

3 ч.
1 ч.

3 ч.
1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

1 ч.

-

2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
-

1 ч.

-

1 ч.

2 ч.
1 ч.

1 ч.
0,5 ч.

1 ч.
0,5 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.

0,5 ч.
0,5 ч.
0,5 ч.

1 ч.
1 ч.

-

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

-

4 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

3 ч.
-

3 ч.

-

3 ч.

9

21
21.1
21.2

22
22.1
22.2
22.3

23
23.1
23.2
24
24.1
25
25.1
25.2

26
26.1

Сезонные перемены в жизни
города
Жизнь города меняется в разные
времена года.
Сравнение жизни зимнего,
весеннего, летнего и осеннего
города
Карта моего города
Карты и условные знаки.
Городские службы, зоны отдыха
Составление карты района, где
находится Дом Детского
Творчества
Вихоревка – город будущего
Работа над фантастическим
проектом
Рисунок города в будущем
Зелёное ожерелье города
Деревья вырабатывают кислород
Фабрика переделок
Вторичное применение вещей.
Пальчиковый кукольный театр
Изготовление полезных вещей из
бросового материала. Живой
уголок в бутылке
Итоговая аттестация
Создание законов Хранителей
природы.

26.2 Рисование знаков «Правила
поведения на природе»
27
Итоговое занятие.
Праздник «День Земли – день
защиты нашей планеты».
Итого

2 ч.

1ч

1 ч.

1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

-

1 ч.

3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
-

1 ч.
1 ч.

3 ч.
2 ч.

-

3 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
-

1 ч.
2 ч.
1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

2 ч.
1 ч.

-

2 ч.
1 ч.

1 ч.

-

1 ч.

Защита проекта
«Кодекс
защитников
природы»
Наблюдение

2 ч.

-

2 ч.

Праздник

72 ч.

33,5 ч.

38,5 ч.

Календарный учебный график
Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 г., дата окончания реализации
– 31 мая 2023 г.
Количество учебных недель – 36, количество учебных дней – 72, количество
учебных часов – 72.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам
п
6.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года,
включая каникулярное время.
10

Введение
4
Царство
живой
и 4
неживой природы
Окружающий мир –
дом и город
Природные царства
Природа моей Родины
Планета по имени
Земля
Путешествие в страну
голубого неба
Как поймать воздух
Воздушная среда и её
обитатели
Экскурсия
по
маршрутам
карты
страны Гармонии
Чудесные
свойства
воды
Кто
живёт
в
подводном царстве
Многоэтажный
лес
или
приключения
елового семечка
Перемены в жизни
леса
Рукопись леса
Школа выживания в
лесу
Лесной плач
Многоэтажный город
Наши соседи
Сад на подоконнике
Сезонные перемены в
жизни города
Карта моего города
Вихоревка – город
будущего
Зелёное
ожерелье
города
Фабрика переделок
Итоговая аттестация
Итоговое занятие

Итого

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Раздел/ месяц

4
4
4

4

4

4
4
4

4
4
1

3

4

4
2

4
2

3

3

2

1

1

3

2

2

1

1

1

1
2
2

3
2
2

1
1
1
4
1

1

1
1
1
4
2

3
3

3
3

1

1
2
2
2

2
2
2
11

Итого часов

8

8

10

8

7

8

8

8

7

72

Оценочные материалы.
Динамика достижений отслеживается не реже двух раз в год, однако устойчивость
проявления ребенком ключевых компетентностей следует наблюдать в течение всего
года и фиксировать изменения (в уровнях) по мере их обнаружения.
Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является пятиуровневая шкала:
1 (нулевой) – ребенок не демонстрирует умение
2 (второй) – демонстрирует редко, в единичных случаях
3 (третий) – демонстрирует относительно некоторых людей, относительно отдельных
видов деятельности
4 (четвертый) – демонстрирует часто, относительно большинства людей, большинства
видов деятельности
5 (пятый) – демонстрирует постоянно
На основе уровней, выявленных относительно отдельных умений, проводится
согласованная оценка устойчивых проявлений компетентности. Согласованность
оценки достигается в ходе коллегиального обсуждения фактов, полученных в результате
наблюдений, бесед и их интерпретации.
Карта динамики развития ребёнка_______________________________в _______году
Педагог____________________________________________________________________
Показатели и критерии
Фамилия, имя ребенка
Социальная компетентность проявляется в успешном установлении отношений с разными
людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий
Согласованный уровень:
Принимает разные социальные роли и
действует в соответствии с ними
Устанавливает и поддерживает отношения
с разными людьми (сверстниками,
старшими, младшими)
Анализирует действия и поступки,
прогнозирует результаты, управляет
поведением, разрешает конфликтные
ситуации
Инициирует разговор, поддерживает
разговор, выбирает стиль общения
Коммуникативная компетентность проявляется в понимании ребенком чужой речи
и стремлении сделать свою речь понимаемой другими
Согласованный уровень:
Выражает словами свои мысли, планы,
чувства, желания, результаты
Задает вопросы
Аргументирует свою точку зрения
Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать,
планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать
12

результаты своей деятельности
Согласованный уровень:
Ставит цель, отбирает необходимые
средства, определяет последовательность
действий
Делаетвыбор и принимает решение
Договаривается о совместных действиях,
работает в группе
Прогнозирует результат, оценивает
и
корректирует действия (свои, других)
Информационная компетентность
–
умение
использовать
и
называть
доступные источники получения знаний и опыта
Согласованный уровень:
Активно использует и называет источники
знаний, адекватные возрасту,
индивидуальным возможностям,
познавательным потребностям (взрослый,
сверстник, книги, собственный опыт,
СМИ, интернет)
Здоровьесберегающая
компетентность
проявляется в
готовности самостоятельно
решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья
Согласованный уровень:
Осмысленно пользуется предметами
личной гигиены
Проявляет активность в выбранных
видах двигательной деятельности
Осознает пользу движений
Соблюдает правила безопасного поведения
в быту в разных видах деятельности в
разных ситуациях
Излучает жизнерадостность, обнаруживает
внутренний покой

Наблюдение
3

Наблюдение
2

Наблюдение
1

Дневник наблюдения за мотивационной сферой детей с ограниченными
возможностями здоровья
Образовательное объединение _____________________
ФИО ребёнка ___________________________________
Условия наблюдения (сроки, ситуации, задания и другие):
Наблюдение 1 ____________________________________
Наблюдение 2 ____________________________________
Наблюдение 3 ____________________________________
Признак мотивационной Характеристика признака
Отметки о проявлении
сферы
характеристик

13

1. Характер
деятельности в процессе
выполнения
практической работы

2. Стремление к
выполнению заданий
необязательных,
неоцениваемых
3. Характер умственной
деятельности, наиболее
привлекающий
воспитанника
4. Предпочтительная
избирательность
отдельных этапов
деятельности

Отношение к
выполнению задания

6. Увлечённость,
эмоциональный подъём
на занятии

7. Отношение к помощи
педагога или товарищей
8. Темп вхождения в
деятельность

• пассивная – активная
• недобросовестное –
добросовестное отношение
• быстрое – длительное
выполнение
• лёгкое – напряжённое состояние
• внимательность –
невнимательность
• другие проявления
• выдвижение гипотез
• обращение с вопросами
• стремление узнать дополнительные
способы выполнения заданий
• другие проявления
• самостоятельное решение проблем
• копирование действий педагога
• склонность к репродуктивным или
продуктивным способам
• другие проявления
привлекают теоретические обоснования
работы или практическая часть
• стремление участвовать в
планировании работы
• участие в коллективном обсуждении
итогов, формулировании выводов и
обобщений
• оказание помощи товарищам
• другие проявления
• выполняет требования полностью или
частично
• старательно или небрежно
внимательно или с ошибками
• участвует или не участвует в
групповых формах работы
• стремится или не стремится
помогать товарищам
• другие проявления
• стремление к самостоятельному
поиску решений
• хорошее – плохое настроение
• стремление делиться
результатами своей работы
• другие проявления
• принимает – не принимает
• благодарен – не благодарен
• другие проявления
• быстро – долго
• принимает – не принимает
деятельность
14

9. Качество знаний

• ставит – не ставит цели
• другие проявления
• объём, полнота, фактическая точность
• прочность знаний
• успешность выполнения заданий
• быстрота актуализации нужных
знаний

Методические материалы
Интерактивные формы организации образовательного процесса предполагают
определённые взаимоотношения в воспитательном пространстве:
Взаимопонимание в группе и удовлетворённость всех участников сложившимися
взаимоотношениями,
Преобладающее позитивное отношение, настроение всех участников,
Вовлечённость всех в образовательный процесс,
Сплочённость и сознательность всех участников,
Продуктивность взаимодействий всех участников в обучающий компонент игрового
процесса (процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена
состояний в развитии чего-нибудь ).
Итогом образовательной деятельности является проживание всеми участниками игрового
процесса эмоционального благополучия (спокойного и счастливого состояния).
Интерактивные методы работы подразумевают определённые принципы организации
педагогического процесса:
1. Безоценочность действий ребёнка и личности участников игры.
2. Приоритет процесса деятельности над её формальным результатом. В игре не должно
быть понятий: «Правильно! Не правильно! Справился – не справился». Важно, чтобы
учащийся выполнил упражнение и пережил соответствующие ощущения, прошёл свой
путь развития.
3. Активность учеников. Вовлечение в проигрывание ситуаций, выполнение упражнений.
Эффективность данного принципа подтверждается психологическими данными:
4. Исследовательская – творческая позиция.
5. Осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле
осознаваемого.
6. Партнёрское общение. В период игры в межличностном общении постоянно
учитываются интересы, чувства, переживания каждого члена игровой группы.
Решая все эти принципы, мы добиваемся создания условий для личностного саморазвития
всех участников игрового процесса.
Выделяются 3 группы методов организации экологических игр.
1-я группа методов: Методы
развития
экологических
представлений.
Формирование мыслеобразов, экологических представлений, как на основе научной
информации, так и произведений искусства:
15

 Экологическая лабилизация (лабильный – подвижный, неустойчивый,
изменчивый) – заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, в
результате которого возникает
психологический
дискомфорт
от
понимания своей отрицательной деятельности в природе.
 Экологические ассоциации (ассоциация – связь между отдельными
представлениями, при которой одно представление вызывает другое)
направлены на обогащение и углубление представлений детей о мире
природы.
 Художественная
репрезентация
природных
объектов
средствами
хореографического, театрального, изобразительного, вокального искусства,
музыки. Особенно важно, что такое представление является
эмоционально
окрашенным и стимулирует субъективную значимость мира для воспитанников.
2-я группа методов: Методы развития отношения к миру природы. В основе этой группы
методов заложен принцип партнёрского отношения к растениям и животным:
 Экологическая идентификация – ребёнок ставит себя на место того или иного
растения или животного, погружает себя в ситуацию, обстоятельства и проживает
небольшой промежуток времени в образе. Этот метод стимулирует процесс
психологического моделирования состояния живых существ, способствует
лучшему пониманию этих состояний, углубляя представления об этих существах.
 Экологическая эмпатия – сопереживание, перенос воспитанником собственных
состояний на другие существа, сопереживание тем состояниям, которые
характерны для растений или животных, а также сочувствие им.
 Экологическая рефлексия – обращение назад, развитие потребности в самоанализе
своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их
экологической целесообразности.
3-я группа методов: Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром
природы. Здесь заложен принцип содействия миру природы, формирования
целесообразных способов экологической деятельности:
 Экологические ожидания – психологическая и технологическая подготовка к
встрече с природой.
 Ритуализация экологической деятельности – отработка ритуалов и традиций,
связанных с деятельностью, направленной в мир природы.
 Экологическая забота – оказание помощи и содействие живым существам,
особенно в трудных для них ситуациях. Стимулируются сострадание,
соучастие, поддержка, попечение.
Формы организации деятельности детей:
Утренник, праздник, презентация предмета, явления. День добрых сюрпризов, конкурс,
экскурсия; выставка, уроки любования, урок-сказка; урок-фантазия; урок-сюрприз.
Виды деятельности:
Рисование, работа с бумагой, аппликация, лепка, «оживление» мягких игрушек,
разучивание стихов, песен, закличек, приговорок, тренинг, музыкально-ритмические
упражнения, учебная игра, дидактическая игра, игра-тренировка, игра-ассоциация, игрыпревращения, опыты-исследования, ритмические характеристики растений и животных,
16

вопросно-диалоговое общение, придумки: сочинение стихов и песенок о природе;
сочинения-фантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья; сочинение зимней,
весенней сказки. Сказки осени и лета. Сочинение небылиц-перевертышей.
Все занятия проводятся в игровой и занимательной форме, где задача педагога – оказать
поддержку детям, помочь им выразить свои чувства и свой опыт. Все обучение построено
на положительном, добром отношении и эмоциональной поддержке ребёнка. На занятиях
активно используются произведения устного народного творчества, произведения детских
писателей, мультипликационные фильмы, детские песни, музыка.
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработки игр, бесед,
экскурсий, рекомендации по проведению практических работ, по постановке
экспериментов или опытов; дидактический материал: раздаточный материал,
инструкционные и технологические карты, задания, упражнения, иллюстрации.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательной деятельности необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, знающий
специфику организации дополнительного образования.
Оборудование и материалы
1. Кабинет для занятий
2. Столы, стулья
3. Наборы карандашей, кисточек, клея, акварельных красок, ножницы, бумага, картон,
пластилин
Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов:
• дневники наблюдений
• алгоритмы опытов и экспериментов
• методические рекомендации по проведению опытов
• картотека опытов и экспериментов
• познавательная литература
• глобус
•
экологические игры
•
плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»
Основное оборудование лаборатории:
•
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой
природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
•
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья
деревьев, мох, семена и т.д.;
•
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; • разные
виды бумаги;
•
красители: гуашь, акварельные краски;
17

•
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы
(без игл);
•
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
 детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения
сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
 карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной
бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
 индивидуальные карты для фиксации экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать
среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование
для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и
детей с высоким уровнем развития.
Методы исследования:
• Совместная
образовательная деятельность педагога и детей с
элементами экспериментирования
• наблюдения, экологические экскурсии;
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты.
Календарный план воспитательной работы
№ пп
1
2

Название мероприятия,
события
«Покровская ярмарка»
«Моя мама лучше всех».

3

«Символ года»

4

«Богатырская застава»

5

"Широкая масленица"

6

"Светлая Пасха"

7

"Лето красное пришло"

Форма проведения
Ярмарка
Выставка рисунков
Выставка
поделок
рисунков
Конкурсно-игровая
программа
Познавательно-игровая
программа
Познавательно-игровая
программа
Праздник

Сроки
проведения
Октябрь
Ноябрь
и Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май

Список литературы для педагогов
1. Веракса Н.Е., Галимов
О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников – М.: Иозайка-синтез,2012 г.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для
дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В.
Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
18

5. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание . –
2006. - № 8. – с.19-22
6. «Я вхожу в мир искусства», литературно-методическая библиотечка №1, 2003 г.
Литература для детей и родителей
1.«Мир, в котором мы живём», М.Мышковская. Москва, Эгмонт Россия Лтд, 2002 г.
2.«Окружающий мир». Авторы-составители: И.Р. Колтунова, О.Н. Лазарева, М.Н.
Данилова. Екатеринбург, У-Фактория, 1999 г.
3.Школьная энциклопедия «Экология», Смоленск, Русич, 2003 г.
4.«Экология. Творчество. Дети». Всероссийский центр художественного творчества
профессионального образования.
5.Энциклопедия экологии для детей «Мир вокруг тебя», Москва, «Махаон», 2005 г.

Приложение 1
Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Исследовательская деятельность дошкольников «Мудрая Сова»
№
1

Группа 1
Группа 2
05.09.22

2

07.09.22

3

12.09.22

4

14.09.22

5

19.09.22

6

21.09.22

Группа 3
Раздел/
Группа 4
Тема
06.09.22 Введение.
Игра-путешествие
«Необыкновенные
приключения в
сказочной стране
Гармонии»
08.09.22 Введение. Правила
безопасного поведения
на занятиях, на
переменке.
13.09.22 Введение. Правила
поведения, техника
пожарной
безопасности
15.09.22 Введение.
«Необыкновенное
путешествие по стране
Гармония»
20.09.22 Царство живой и
неживой природы
Царство живой
природы
22.09.22 Царство живой и
неживой природы
Царство неживой
природы

Кол-во
часов
1

Форма занятия
Беседа

Форма
контроля
Наблюдения
педагога

1

Беседа.
Презентация

Тестирование

1

Беседа.
Презентация

Тестирование

1

Беседа.
Тестирование.

Наблюдения
педагога

1

Тестирование.
Практическая
работа

Наблюдения
педагога

1

Практическая
работа

Наблюдения
педагога

19

7

26.09.22

27.09.22

8

28.09.22

29.09.22

9

03.10.22

04.10.22

10

05.10.22

06.10.22

11

10.10.22

11.10.22

12

12.10.22

13.10.22

13

17.10.22

18.10.22

14

19.10.22

20.10.22

15

24.10.22

25.10.22

16

26.10.22

27.10.22

17

31.10.22

01.11.22

18

02.11.22

03.11.22

Царство живой и
неживой природы
Живая и неживая
природа
Царство живой и
неживой природы
Связь живой и
неживой природы
Окружающий мир –
дом и город
Красота окружающего
мира
Окружающий мир –
дом и город
Красота окружающего
мира
Окружающий мир –
дом и город
Дом и город нашей
мечты
Окружающий мир –
дом и город
Дом и город нашей
мечты
Природные царства
Общая характеристика
растений. Необычные
растения.
Природные царства
Общая характеристика
животных. Самые
маленькие и самые
большие животные
Природные царства
Общая характеристика
бактерий и грибов.
Природные царства
Совместное
проживание жителей
природных царств.
Перемены в жизни
леса.
Причины сезонных
изменений. Краски
осени. Жизнь лесных
обитателей осенью.
Природа моей
Родины.
Природные зоны.
Общее понятие.

1

Практическая,
Наблюдения
исследовательская педагога
работа

1

Игра-викторина

Самоанализ

1

Презентация

Наблюдения
педагога

1

Презентация

Наблюдения
педагога

1

Практическая
работа

Самоанализ,
самооценка

1

Практическая
работа

Самоанализ,
самооценка

1

Презентация,
практическая
работа

Наблюдения
педагога

1

Презентация.
Практическая
работа

Наблюдения
педагога

1

Презентация.
Практическая
работа
Игровая
программа
«Звездный час»

Наблюдения
педагога

1

1

Презентация
Беседа

1

Презентация.
Беседа

Самопроверка

Наблюдения
педагога

20

19

07.11.22

08.11.22

20

09.11.22

10.11.22

21

14.11.22

15.11.22

22

16.11.22

17.11.22

23

21.11.22

22.11.22

24

23.11.22

24.11.22

25

28.11.22

29.11.22

26

30.11.22

01.12.22

27

05.12.22

06.12.22

28

07.12.22

08.12.22

29

12.12.22

13.12.22

Природа моей
Родины.
Природные зоны.
Общее понятие.
Природа моей
Родины.
Путешествие по
природным зонам
России
Природа моей
Родины.
Путешествие по
природным зонам
России
Планета по имени
Земля.
Космическое
путешествие по
Солнечной системе.
Планета по имени
Земля.
Планета Земля и ее
планеты-сестры.
Планета по имени
Земля.
Земля – Голубая
планета Жизни.
Планета по имени
Земля.
Игра «Парад Планет»
Путешествие в страну
голубого неба.
Атмосфера –
воздушный океан и
Термосфера – источник
Полярного Сияния.
Путешествие в страну
голубого неба.
Мезосфера –
защитница от угроз из
космоса.
Путешествие в страну
голубого неба.
Стратосфера –
воздушное
пространство для
реактивных самолетов
Путешествие в страну
голубого неба.
Тропосфера – область

1

Презентация.
Беседа

Наблюдения
педагога

1

Практическая
работа

Самоанализ

1

Игра - викторина

Самоанализ

1

Путешествие
презентация .

Наблюдение
педагога

1

Беседа.
Презентация

Наблюдения
педагога

1

Презентация.
Практическая
работа

Наблюдения
педагога

1

Игровая
программа

Самоконтроль

1

Презентация.
Беседа

Наблюдения
педагога

1

Презентация .
Беседа

Наблюдения
педагога

1

Презентация .
Беседа

Наблюдения
педагога

1

Презентация.
Практическая
работа. Рисуем

Взаимный
контроль
21

30

14.12.22

15.12.22

31

19.12.22

20.12.22

32

21.12.22

22.12.22

33

26.12.22

27.12.22

34

28.12.22

29.12.22

35

09.01.23

10.01.23

36

11.01.23

12.01.23

37

16.01.23

17.01.23

38

18.01.23

19.01.23

39

23.01.23

24.01.23

40

25.01.26

26.01.23

образования облаков,
зарождения гроз,
ливней, снегопадов.
Перемены в жизни
леса.
Особенности зимовки
растений и животных
Лесного царства
Как поймать воздух.
Что такое воздух.
Состав воздуха
Как поймать воздух.
Свойства воздуха.
Воздух – помощник
животных и растений.
Как поймать воздух.
Свойства воздуха.
Воздух – помощник
животных и растений.
Как поймать воздух.
Как люди загрязняют
воздух. Радуга и
разрушители Радуги.
Воздушная среда и её
обитатели. Обитатели
воздух – насекомые.
Воздушная среда и её
обитатели. Обитатели
воздуха – птицы.
Экскурсия по
маршрутам страны
Гармонии.
Путешествие в мир
воды или
необыкновенные
приключения Капельки
Экскурсия по
маршрутам страны
Гармонии.
Вода мирового океана.
Солёная и пресная вода
Экскурсия по
маршрутам страны
Гармонии.
Три состояния воды –
твёрдое, жидкое,
газообразное
Чудесные свойства
воды.

образование
облаков.
1

Презентация
Беседа

1

Презентация.
Опыты по составу
воздуха
Презентация.
Опыты по составу
воздуха

Самоанализ

Презентация.
Беседа.
Оформление
плаката по защите
природы(воздуха)
Игра с
элементами
экспериментов

самоанализ

1

Презентация.
Беседа

Наблюдение

1

Презентация.
Беседа.

1

Презентация.
Беседа.

1

1

1

1

1

Презентация.
Беседа.

1

Практическая
работа

самоанализ

Самоанализ

Практическая
работа
22

41

30.01.23

31.01.23

42

01.02.23

02.02.23

43

06.02.23

07.02.23

44

08.02.23

09.02.23

45

13.02.23

14.02.23

46

15.02.23

16.02.23

47

20.02.23

21.02.23

48

22.02.23

28.02.23

49

27.02.23

02.03.23

Занятие в
экспериментальной
лаборатории Капельки
Чудесные свойства
воды.
Занятие в
экспериментальной
лаборатории Капельки
Чудесные свойства
воды.
Занятие в
экспериментальной
лаборатории Капельки
Кто живёт в
подводном царстве.
Подводные обитатели –
растения и животные
Кто живёт в
подводном царстве.
Дидактическая игра
«Кто живёт в
подводном царстве»
Многоэтажный лес
или приключения
елового семечка.
Игра «Лесное
путешествие за
чудесами вместе с
гномиком Лесовичком»
Рукопись леса.
Таинственные следы на
снегу – следы зайца,
лисы, кабана, ёжика,
воробья, кошки,
собаки, голубя.
Изучение следов писем
Рукопись леса.
Таинственные следы на
снегу. Сравнение и
зарисовка в блокнот
следов.
Школа выживания в
лесу.
Специальная одежда
для похода в лес.
Съедобные и
несъедобные растения
Школа выживания в
лесу.

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Игра

1

Презентация
беседа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа

1

Презентация
Беседа
23

50

01.03.23

07.03.23

51

06.03.23

09.03.23

52

13.03.23

14.03.23

53

15.03.23

16.03.23

54

20.03.23

21.03.23

55

22.03.23

23.03.23

56

27.03.23

28.03.23

57

29.03.23

30.03.23

58

03.04.23

04.04.23

59

05.04.23

06.04.23

Опасные животные
Лесной плач.
Рассказ-сочинение
«Как человек навредил
лесу»
Многоэтажный город.
Сочинение «Чем
отличается Мир города
от Мира дикой
природы»
Наши соседи.
Растения и животные
города. Птицы и
насекомые
Сад на подоконнике.
Комнатные растения.
Родина комнатных
растений – тёплые
страны: влажные
тропические леса или
пустыни. Правила
посадки и ухода
комнатных растений
Сад на подоконнике.
Подготовка
посадочного материала
и грунта. Правила
посадки и ухода за
растениями
Сад на подоконнике.
Посадка комнатных
растений. Правила
ухода за комнатными
растениями
Сад на подоконнике.
Посадка комнатных
растений. Забота о
комнатном садике
Сезонные перемены в
жизни города.
Жизнь города меняется
в разное время года
Сезонные изменения
в жизни города.
Сравнение зимнего,
весеннего, летнего и
осеннего города
Карта моего города.
Карты и условные
знаки

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа

1

Презентация
Беседа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа
24

60

10.04.23

11.04.23

61

12.04.23

13.04.23

62

17.04.23

18.04.23

63

19.04.23

20.04.23

64

24.04.23

25.04.23

65

26.04.23

27.04.23

66

03.05.23

04.05.23

67

10.05.23

11.05.23

68

15.05.23

16.05.23

69

17.05.23

18.05.23

70

22.05.23

23.05.23

71

24.05.23

25.05.23

Карта моего города.
Городские службы,
зоны отдыха
Карта моего города.
Составление карты
района, где находится
Дом детского
творчества
Вихоревка – город
будущего.
Работа над
фантастическим
проектом
Вихоревка – город
будущего.
Работа над
фантастическим
проектом
Вихоревка – город
будущего.
Рисунок города в
будущем
Зелёное ожерелье
города.
Деревья вырабатывают
кислород
Перемены в жизни
леса.
Лето – время для
продолжения жизни
каждого жителя Леса
Фабрика переделок.
Вторичное применение
вещей. Пальчиковый
кукольный театр
Фабрика переделок.
Изготовление полезных
вещей из бросового
материала. Живой
уголок в бутылке
Итоговая аттестация.
Создание законов
Хранителей природы

1

Презентация
Беседа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Презентация
Беседа

1

Презентация
Беседа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

Итоговая аттестация.
Рисование знаков
«Правила поведения на
природе»
Итоговое занятие.

1

Практическая
работа

1

Практическая

Защита
проекта
«Кодекс
защитников
природы»
Наблюдение

Наблюдение
25

72

29.05.23

30.05.23

День Земли – день
защиты нашей планеты
Итоговое занятие.
Праздник «День Земли
– день защиты нашей
планеты»

работа
1

Праздник

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».