ДООП Художественная обработка древесины (1)

Содержание
Титульный лист программы

1

1. Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Содержание программы 1 года обучения

5

Содержание программы 2 года обучения

7

Планируемые результаты

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

10

Учебный план 1 года обучения

10

Учебный план 2 года обучения

11

Календарный учебный график

12

Оценочные материалы

13

Методические материалы

15

3. Иные компоненты.

16

Условия реализации программы.

16

Список литературы.

18

Календарный учебно-тематический план 1 года обучения

19

Календарный учебно-тематический план 2 года обучения

25

Приложение 1. Материалы текущего контроля, промежуточной и

32

итоговой аттестации

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины. 2 ступень» разработана на основе
программы общеобразовательных
учреждений: Технология. 5-8 классы. Программа. ФГОС Н. В. Синица, В. Д. Симоненко,
2015; учебника: Технология 6 кл. ФГОС Н.В. Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко,
издательство «Вентана-Граф» 2015; методического пособия «Основы мастерства резчика
по дереву», Логачёва Л.А. – М.: Издательство «Народное творчество, 2007.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных
ценностей народа.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и
продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.
Художественная обработка дерева - одна из традиционных форм народного
искусства. С давних времен изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По
разнообразию применения, древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически
все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, игрушки и многое другое.
Обучение резьбе по дереву обладает значительными образовательными и
воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует
эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации,
социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению, развитию
конструкторских способностей, навыков моделирования и конструирования изделий.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность.
Индивидуально определяется сложность изготовления изделий для детей. На
протяжении всего процесса обучения проводится контроль выполнения заданий и
необходимая корректировка. Для успешного усвоения программы имеется необходимое
оборудование, инструменты, литература.
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины. Резьба по дереву» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная
древесины. 2 ступень» относится к художественной направленности.
Уровень программы - базовый

обработка

Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное
количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и
проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем
развитии. Они становятся более замкнутыми, им тяжело находить общий язык со своими
сверстниками, они более раздражительны. Дети живут в каком-то своем выдуманном
мире, не зная как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать своими руками.
Пройдя обучение по образовательной программе обучающиеся получают определённые
знания и умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности,
которые в будущем помогут, более уверено определится с направлением начала своей
профессиональной деятельности.
3

Отличительные особенности программы
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые
предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий резьбой творческого
отношения к работе.
В процессе решения творческих задач дети получают знания по технологии
изготовления резных изделий, их отделке, сведения об инструментах для резьбы,
начальные представления о композиции.
Важной составной частью программы является копирование учащимися образцов
народной резьбы по дереву, что позволит им понять и усвоить для себя не только разные
виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву.
Изделия учащихся должны иметь практическую направленность, использоваться в
качестве сувениров, элементов декора интерьера, мебели.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины. 2 ступень» адресована детям 14 - 17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом
особенностей второй ступени общего образования и характерных особенностей среднего
школьного возраста.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В
этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство
и различие, определять причину и следствие.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых
главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность
убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система
оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана,
семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа с подростками должна быть направлена на формирование
нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся
данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:
«подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному
мышлению.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача.
Обучающийся среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию
педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей
мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс
сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их
достоверность, убедиться в правильности суждений.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные
черты, выделять главное, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность
мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору
содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое
значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его
воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному,
яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с
практической жизнью.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины. 2 ступень» рассчитана на 2 года, 72 недели, 18 месяцев обучения.
4

Форма обучения: очная
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей предполагает общее количество
часов 144 в год. Режим занятия программы – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв
между занятиями 10 минут
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе
включения их в трудовую, художественную деятельность по изготовлению и оформлению
изделий из дерева.
Задачи программы:
Образовательные
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами,
позволяющими выполнять обработку древесных материалов; обучение основам техники
выполнения различных конструкций изделий.
Развивающие
развитие у детей задатков и способностей в области художественной обработки
древесины, конструирования, творческого мышления; творческой активности и общей
культуры.
Воспитательные
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном
обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту
труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в
современном обществе.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 288 учебных часа: 1 год - 144 часа, 2 год 144 часа.
Содержание программы
Содержание программы, первый год (144 часа)
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая работа. Этическая беседа о правилах общения в объединении.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву,
художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с
изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по
дереву народов России.
Входной контроль.
Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах (4 часа)
Теоретическая работа. Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трех
направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при
создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости.
Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Практическая работа. Подготовка деталей к рабочему столику.
5

Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для
резьбы по дереву (12 часов)
Теоретическая работа. Подготовка рабочего места резчика в зависимости от
характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву,
ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением.
Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов
резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с
инструментом. Изготовление столика для резьбы.
Текущий контроль.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами
геометрической резьбы по дереву (22 часа)
Теоретическая работа.
Рассказ о художественных изделиях из дерева,
украшенных геометрической резьбой. Экскурсия в местный краеведческий музей.
Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа. Нанесение морилки на заготовки. Начальные приемы
геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки».
Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на
дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из
видов геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба. Ее художественные и
технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок,
треугольник с зубчиком, элементы «сияние», ромб). Приемы резьбы равнобедренных
треугольников. Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка с сиянием».
Приемы резьбы узора. Выполнение узоров. Создание на дощечках вариантов узоров,
образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники
безопасности при работе с режущими инструментами.
Текущий контроль.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на
бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева (34 часа)
Теоретическая работа. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление
центра) в резьбе в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления
разделочной доски, шкатулки. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность
изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша, циркуля.
Текущий контроль.
Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева
(26 часов)
Теоретическая работа. Правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами. Схемы геометрических узоров.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы
орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек.
Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в
материале (38часов)
6

Теоретическая работа. Правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами. Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты,
изготовленные обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы.
Текущий контроль.
Тема 8. Отделка готовых изделий (4 часа)
Теоретическая работа. Знакомство с основными видами отделки художественных
изделий с резьбой: морение, лакирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных
изделий.
Тема 9. Итоговое занятие (2 часа)
Теоретическая работа. Обсуждение с учащимися успешности
геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
Промежуточная аттестация (выставка)

освоения

Содержание программы, второй год (144 часа)
Тема 1 . Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая работа. Беседа с обучающимися о произведениях народного
творчества в стиле резьбы по дереву. Зарисовка обучающимися образцов изделий резьбы
по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка.
Материалы, используемые при создании зарисовок.
Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву (6 часов)
Теоретическая работа. Постановка перед обучающимися разных задач при
копировании народных образцов орнаментов. Образцы для копирования геометрической
резьбы средней сложности на бытовых предметах.
Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов. Морение.
Тема 3. Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике
скобчатой и контурной резьбы (8 часов)
Теоретическая работа. На основе зарисовок узоров геометрической резьбы
обучающиеся разрабатывают эскизы собственных композиций типа «сияние», «розетки»
для оформления декоративных панно, шкатулок и коробок разных форм и размеров.
Практическая работа. Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка»
для оформления панно, шкатулок и коробок карандашом на бумаге.
Тема 4. Выполнение созданных изделий в материале (26 часов)
Теоретическая работа Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты
изготовленные на кружке: разделочные доски, крышки шкатулок.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Знакомство с художественными и техническими приемами
плоскорельефной резьбы по дереву (16 часов)
Теоретическая работа. Правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с
заовалеными контуром и подобранным фоном.
7

Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла.
Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и
инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с
подушечным фоном.
Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на дощечках
узора «розетка» в технике заоваленого контура.
Тема 6. Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе.
Резьба по дереву с растительными элементами (6 часов)
Теоретическая работа. Организация рабочего места резчика. Правила безопасной
работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приемы
удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при
выполнении срезов.
Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на
учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 7. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком
плоском рельефе (18 часов)
Теоретическая работа. Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая
плетенка». Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила
безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика
по дереву.
Практическая работа. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента
в низком плоском рельефе.
Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и цветов с насечками
(30 часов)
Теоретическая работа. Технология выполнения простых листьев и цветов,
насечки на поверхности листьев.
Практическое занятие. Выполнение простых листьев и цветов насечки на
поверхности листьев.
Тема 9. Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике
плоскорельефной резьбы и реализация их в материале (28 часов)
Теоретическая работа. Показать обучающимся изделия, выполненные в технике
плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие образцы, фотографии). Анализ
композиционных решений, показанных образцов.
Практическая работа. Копирование готовых рисунков, эскизов композиций
плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративные панно,
блюда, коробочки, шкатулки и т.д. Выполнение в материале разработанных композиций.
Подготовка к выставке
Тема 10. Итоговое занятие. Выставка творческих работ (4 часа)
Теоретическая работа. Показ иллюстраций, фотографий с изображениями
различных экспозиций произведений декоративно-прикладного искусства на выставках.

8

Планируемые результаты
Ожидаемые результаты первого года обучения «Резьба по дереву»






должны знать:
породы и свойства древесины, ее возможности.
инструменты для выполнения геометрической резьбы.
безопасные методы работы с резцами.
технику геометрической резьбы, элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
способы отделки резных изделий, морение, покрытие лаком.
должны уметь:

 подготовить материал и инструменты для резьбы;
 правильно использовать материал и инструменты;
 выполнять элементы геометрической, элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Ожидаемые результаты II года обучения «Резьба по дереву»:
должны знать:
 безопасные методы работы с резцами;
 породы и свойства древесины, ее возможности;
 инструменты для выполнения трехгранно-выемчатой, контурной;
резьбы;
 виды резьбы по дереву;
 орнаменты;
 технику трехгранно-выемчатой резьбы, контурной резьбы;
 способы отделки резных изделий.

скобчатой

должны уметь:
подготовить материал и инструменты для резьбы;
правильно использовать материал и инструменты;
выполнять элементы геометрической резьбы;
способы отделки резных изделий;
подготовить материал и инструменты для резьбы;
экономно использовать материал;
правильно затачивать инструменты;
 выполнять элементы трехгранно-выемчатой резьбы, в технике контурной
резьбы;
 выполнять изделие с узором растительными элементами в плоском рельефе,
технике плоскорельефной и скобчатой резьбы.








9

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины. 2 ступень»
Учебный план I год обучения
Кол-во часов
№

1

2

3

4

5

6

7

Название разделов (тем)
Вводное занятие. Беседа по
правилам общения в объединении.
Рабочее место резчика по дереву и
его оборудование. Инструменты
для резьбы по дереву. Рабочая
одежда – фартук, халат.
Разметочные и измерительные
инструменты.
Входной контроль.
Основные сведения о древесине и
ее свойствах.
Текущий контроль
Подготовка инструментов для
работы.
Заточка
и
доводка
инструментов ручным способом.
Изготовление столика для резьбы.
Правила техники безопасности и
охраны труда при заточке и правке
инструментов.
Текущий контроль
Знакомство с художественными и
техническими
приемами
геометрической резьбы по дереву.
Экскурсия
в
местный
краеведческий музей. Элементы
трехгранно-выемчатой
резьбы.
Морилка, её виды.
Текущий контроль
Создание несложных композиций
узоров
плоскорельефной
геометрической резьбы на бумаге и
перевод созданных рисунков на
изделия из дерева. Выполнение
резьбы на выбранном изделии.
Текущий контроль
Выполнение
узоров
плосковыемчатой геометрической
резьбы на изделиях из дерева.
Текущий контроль
Выполнение
композиций
по
мотивам геометрической резьбы в

Теория

Практика

Всего

2

2

Форма
промежуточ
ной
аттестации
тест, устный
опрос

викторина
2

2

4

4

8

12

выставка

викторина

4

18

22

выставка
4

30

34

выставка
4

22

26

4

34

38

выставка
10

8
9

материале.
Текущий контроль
Отделка готовых изделий.
1
Текущий контроль
Итоговое занятие
Промежуточная аттестация
Итого 27

3

4

тест

2

2

выставка

117

144

Учебный план II год обучения
Кол-во часов
№

1
2

3

4

5

6

7

8

9

10

Название разделов (тем)

Теория

Вводное занятие.
1
Входной контроль.
Копирование образцов народной
2
резьбы по дереву.
Технология
и
декоративные
особенности
геометрической
(трехгранно-выемчатой) резьбы, в 4
технике контурной резьбы.
Текущий контроль
Морение. Выполнение созданных
эскизов изделий в материале.
8
Текущий контроль
Знакомство с художественными и
техническими
приемами
плоскорельефной
резьбы
по 6
дереву.
Текущий контроль
Рабочее место резчика. Правила
безопасности работы при резьбе.
Резьба по дереву узора с
6
растительными
элементами.
Создание эскизов.
Текущий контроль
Вырезание
линейного
растительного
орнамента
в
6
плоском рельефе.
Текущий контроль
Оформление поверхности простых
листьев и цветов насечками.
6
Текущий контроль
Копирование готовых композиций
резьбы по дереву в технике
плоскорельефной и скобчатой
8
резьбы и реализация их в
материале. Обработка готовых
изделий лаком. Текущий контроль
Итоговое занятие.
2
Итоговая аттестация

Практика

Всего

1

2

4

6

Форма
промежуточ
ной
аттестации
тест, устный
опрос
викторина
викторина

4

8

18

26

выставка
тест
10

16
тест

2

4

выставка
12

18
выставка

24

30
выставка

20

28

2

4

Выставка.
11

Итого 45
99
Календарный учебный график

144

Календарный учебный график 1 год обучения

4

май

16

апрель

8

март

14

февраль

январь

ноябрь

декабрь

Введение. Входной контроль
2
Основные
сведения
о 4
древесине и ее свойствах
Рабочее место резчика по 10
дереву и его оборудование.
Инструменты для резьбы по
дереву
Знакомство
с
художественными
и
техническими
приемами
геометрической резьбы по
дереву
Создание
несложных
композиций
узоров
геометрической резьбы на
бумаге и перевод созданных
рисунков на изделия из
дерева
Выполнение
узоров
геометрической резьбы на
изделиях из дерева
Выполнение композиций по
мотивам
геометрической
резьбы в материале
Отделка готовых изделий
Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

18

8

2

18

4

12

6

12

4
2

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 2 год обучения

Введение. Входной контроль
2
Копирование
образцов
6
народной резьбы по дереву
Технология и декоративные
8
особенности геометрической
12

(трехгранно-выемчатой)
резьбы, в технике контурной
резьбы
Выполнение созданных
2
эскизов изделий в материале
Знакомство
с
художественными
и
техническими
приемами
плоскорельефной резьбы по
дереву
. Рабочее место резчика.
Правила
безопасности
работы при резьбе. Резьба по
дереву
узора
с
растительными элементами.
Создание эскизов
Вырезание
линейного
растительного орнамента в
плоском рельефе
Оформление
поверхности
простых листьев и цветов
насечками
Копирование
готовых
композиций резьбы по дереву
в технике плоскорельефной и
скобчатой
резьбы
и
реализация их в материале.
Обработка готовых изделий
лаком
Итоговое занятие.
Итоговая аттестация

18

6
8

8

6

2

12

4

12
16

2

16

12

4

Оценочные материалы
(Материалы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации даны в
Приложении 1)
Виды контроля:
 Входной
 Текущий
 Промежуточная аттестация
 Итоговая аттестация
Формы контроля:
 Формы входного контроля: устный опрос.
 Формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита проекта.
 Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании
содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами:
 в письменной форме: тестирование
 в устной форме: защита творческих проектов, выставка.
 в практической форме: изготовление творческого продукта.
13

Системы оценивания.
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но
регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
«5»: ·обучающийся полностью усвоил учебный материал,
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«4»: · обучающийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«3»: · обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»: ·обучающийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов педагога.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются
результаты наблюдения за процессом труда обучающегося, качество изготовленного
изделия (детали) и затраты рабочего времени).
«5»: ·обучающийся тщательно спланировал труд и рационально организовано
рабочее место;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;
· изделие изготовлено с учетом установленных требований;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4»: · обучающимся допущены незначительные недостатки в планировании труда
и организации рабочего места;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
· изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
·
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
· норма времени недовыполненная на 15-20 %;
· изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
· не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и
разделам дополнительной общеразвивающей программы.
14

Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более
1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
Формы
текущего Критерии оценивания текущего контроля, промежуточной аттестации.
контроля,
промежуточной
аттестации/раздел
программы по разделу
Выставки
Критерии оценок:
программы
Художественный вкус-5 баллов;
Творческое выполнение работы - 5 баллов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5
баллов;
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов

Методические материалы
Формы обучения и виды занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы
занятий:
занятие приобретения обучающимися новых знаний (теоретический), где дети
познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами
построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
занятие
формирования умений и навыков (практический), обучающиеся
овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего
места, пользования рабочими и измерительными инструментами, техникой. Практические
занятия проводятся чаще других типов занятий;
занятие по решению технических задач занимает промежуточное положение
между теоретическими и практическими занятиями. Данные занятия посвящаются
15

вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов;
составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических
процессов изготовления изделий и разработке технологических карт;
комбинированное
занятие
представляет
собой
соединение
элементов
теоретического и практического занятия.
Контрольно-проверочные занятия. Цель данного занятия - получение данных об
уровне технологической подготовки обучающихся, о степени прочности усвоения
технических знаний, умений и навыков.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в
содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного
творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация
Дидактический материал







.

деревянные изделия, выполненные в различных видах резьбы;
иллюстрации с работами мастеров;
образцы, изготовленные педагогом ДО;
детские творческие работы, выполненные на высоком художественном уровне;
альбом с фотографиями детских художественных работ;
альбом с изображениями видами резьбы;
книги с поэтапной техникой выполнения различных видов резьбы.
Иные компоненты
Условия реализации программы

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность.
Помещение: учебная мастерская.
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
 классная доска;
16

 телевизор;
 персональный компьютер (ноутбук);
 фотокамера цифровая;
1. Оборудование:
 Учебные столы;
 Стулья;
 Шкаф.
2. Материалы:
 Ручное или электрическое точило с различной зернистостью абразивных
кругов.
 Набор брусков и оселков.
 Столярные станки и приспособления (металлические и деревянные
струбцинки; токарные, круглопильные, фуговальные, фрезерные и др.
деревообрабатывающие станки; верстаки).
 Спецприспособления (державки, упоры, шаблоны и трафареты основных
резьбовых орнаментов).
 Державки.
 Для закрепления на верстаке деталей или изделий с плоскорельефной
резьбой необходимы различные державки. Они должны быть просты в
изготовлении, прочно закреплять изделия в горизонтальном положении,
позволять быстро поднимать деталь и, повернув её, класть на прежнее
место. Так же державка должна легко закрепляться в любом месте верстака.
 Делать их лучше всего из мягких пород древесины, например из липы.
Толщина державок должна быть меньше толщины обрабатываемых деталей.
 Прибивать державки следует по возможности мелкими гвоздями, тогда
крышки верстаков будут служить дольше.
 У резчика по дереву должны иметься следующие инструменты:
 Набор стамесок.
 Киянка - деревянный молоток.
 Чеканы (пуансоны) - металлические бруски длиной до 150 мм, на торце
которых насекается простой орнамент в виде точек, квадратов и т.п.
Применяются для придания фону рельефной фактуры.
 Цикли - служат для выравнивания и зачистки плоскостей.
 Инструменты для выпиливания (лобзик и выкружная пила).
 Инструменты для сверления (спиральные сверла, перка, или труба,
вращаемая коловоротом или дрелью).
 Разметочный и измерительный инструмент (линейки, циркули, угольники,
ерунки, штангенциркуль, кронциркуль, и т.д.).
 Столярный инструмент (лучковая пила, ножовка, различные типы стругов,
топор, и т.д.).

17

Список литературы для педагога:
1. Абросимова А.А. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учеб.
Пособие для проф.-техн. учеб. заведений / А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, М.Б.
Метлянская. - М.: Высш. школа, 1978.
2. Афанасьев А.Ф.
Резьба по дереву. М., 1998.Березнев А.В., Березнева И. А.,
Художественная традиция в современном обществе. -М.: «Наука», 1980.
3. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. / А.Ю. Семенцов. - 2-е изд. -Мн.: «Современное
слово», 2003.
4. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесл. Кн. для
учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1985.
5. Хворостов. А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М.: Просвещение, 1991.
6. Хворостов А.С., Хворостов Д.А.
Художественные работы по дереву:
Макетирование и резное дело: Учеб. метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002.
7. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., 1985.
8. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных
художественных промыслов 5-11 классы М., 1992.
9. Периодические издания: «Школа и производство» «Сделай сам»,
«Юный техник».
Для детей:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., 1998
2. Богатырев. Е.Е. Домовая резьба. - М.: Вече, 2000
3. Гусарчук Г.М.
300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.,
1976.

4. Ёлкин В.Н.
Дерево рассказывает сказки. М., 1971
5. Федотов Г.Я.
Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесл. Кн.
для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985.
6. Хворостов. А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М.: Просвещение,
1991.
7. Хворостов А.С, Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву:
Макетирование и резное дело: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002.

18

Проверил:
___________________________

Утверждаю: Директор
МБУ ДО «ДДТ»

Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины. 2 ступень»
Календарный учебно-тематический план программы
1 год обучения

№

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации,
входной, текущий
контроль

Тема 1. Вводное занятие - 2 часа
Вводное занятие. Рабочее место резчика по дереву и его
Беседа, практическая тест, опрос.
оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.
работа
2
1
Разметочные и измерительные инструменты.
Входной контроль.
Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах – 4 (2теория + 2практика) часа
Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Комбинированное
викторина
2
2
занятие.
Подготовка деталей к рабочему столику.
Комбинированное
3
2
занятие.
Текущий контроль.
Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву - 12 (4теория + 8практика) часов
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от
Комбинированное
4
2
характера выполняемых работ.
занятие.
Демонстрация инструментов для резьбы по дереву,
Комбинированное
5
2
ознакомление с правилами их пользования.
занятие.
19

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
7
2
занятие.
Комбинированное
8
2
занятие.
Изготовление столика для резьбы.
Комбинированное
9
2
занятие.
Текущий контроль.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву – 22 (4теория + 18практика) часа
Рассказ о художественных изделиях из дерева,
Комбинированное
выставка
украшенных геометрической резьбой. Элементы
занятие.
10
2
трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок,
треугольник с зубчиком, элементы «сияние», ромб).
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Комбинированное
11
2
Демонстрация образцов народного искусства.
занятие.
Нанесение морилки на заготовки. Начальные приемы
Комбинированное
12
2
геометрической резьбы. Правила техники безопасной
занятие.
работы с режущими инструментами.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон.
Комбинированное
13
2
Приемы резьбы «сетки».
занятие.
Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов
Комбинированное
14
2
композиций освоенных приемов на дощечках.
занятие.
Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов
Комбинированное
15
2
композиций освоенных приемов на дощечках.
занятие.
Трехгранно-выемчатая резьба. Приемы резьбы
Комбинированное
16
2
равнобедренных треугольников.
занятие.
6

17
18
19

Ознакомление с рабочим местом резчика и его
оснащением. Изучение правил по технике безопасности.
Выбор инструмента для различных видов резьбы.
Способы хранения инструментов для резьбы.
Изготовление столика для резьбы.

Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка
с сиянием». Приемы резьбы узора.
Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка
с сиянием». Приемы резьбы узора.
Выполнение узоров. Создание на дощечках вариантов
узоров, образуемых из технических приемов
трехгранно-выемчатой резьбы.

2

2
2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

20

Выполнение узоров. Создание на дощечках вариантов
Комбинированное
узоров, образуемых из технических приемов
занятие.
20
2
трехгранно-выемчатой резьбы.
Текущий контроль.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из
дерева – 34 (4теория + 30практика) часа
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление
Комбинированное
выставка
21
2
центра) в резьбе в украшении бытовой утвари.
занятие.

24

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление
центра) в резьбе в украшении бытовой утвари.
Создание эскизов геометрических узоров для
оформления разделочной доски. Перевод узоров
геометрического орнамента на поверхность изделия.
Выполнение узоров (разделочная доска).

25

Выполнение узоров (разделочная доска).

22
23

2
2
2
2

27

Создание эскизов геометрических узоров для
оформления разделочной шкатулки. Перевод узоров
геометрического орнамента на поверхность изделия.
Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

28

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

29

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

30

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

31

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

32

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

33

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

2

26

2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
21

34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).

Комбинированное
занятие.
Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).
Комбинированное
2
занятие.
Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).
Комбинированное
2
занятие.
Выполнение узоров – (изготовление шкатулки).
Комбинированное
2
занятие.
Текущий контроль.
Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева – 26 (4теория + 22практика) часов
Схемы геометрических узоров. Правила техники
Комбинированное
выставка
2
безопасности при работе с режущими инструментами.
занятие.
Схемы геометрических узоров. Правила техники
Комбинированное
2
безопасности при работе с режущими инструментами.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на разделочных досках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на разделочных досках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на разделочных досках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на разделочных досках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
Выполнение в технике геометрической резьбы
Комбинированное
2
орнаментальных композиций на шкатулках.
занятие.
2

22

Текущий контроль.

51

52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале - 38 (4 теория + 34 практика) часов
Перенос
рисунков
готовых
композиций
на
Комбинированное
выставка
полуфабрикаты, изготовленные
обучающимися.
занятие.
2
Правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами.
Перенос
рисунков
готовых
композиций
на
Комбинированное
полуфабрикаты, изготовленные
обучающимися.
занятие.
2
Правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
Выполнение в материале композиций геометрической
Комбинированное
2
резьбы.
занятие.
23

65
66
67
68
69

70
71

72

Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы.
Выполнение в материале композиций геом. резьбы.

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
2
занятие.
Выполнение в материале композиций геом. резьбы.
Комбинированное
2
занятие.
Выполнение в материале композиций геом. резьбы.
Комбинированное
2
занятие.
Выполнение в материале композиций геом. резьбы.
Комбинированное
2
занятие.
Тема 8. Отделка готовых изделий - 4 (1 теория + 3 практика) часа
2

Знакомство
с
основными
видами
отделки
2
художественных изделий с резьбой: морение,
лакирование.
Освоение
основных
видов
отделки
резных
2
художественных изделий.
Тема 9. Итоговое занятие - 2 часа
Выставка работ.
2
Промежуточная аттестация.

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

Выставка

Комбинированное
занятие.
Всего за год - 144 (27теория + 117практика) часа

24

Проверил:
___________________________

Утверждаю: Директор МКУ ДО «ДДТ»
Е.П. Баранова
_________________________________________

Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины. 2 ступень»
Календарный учебно-тематический план
2 год обучения

№

1.

2.

3.
4.

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации,
входной, текущий
контроль

Тема 1. Вводное занятие – 2 (1теория + 1практика) часа
Беседа с обучающимися о произведениях народного
2
Беседа, практическая Тест, опрос.
творчества в стиле резьбы по дереву. Зарисовка
работа
обучающимися образцов изделий резьбы по дереву.
Различные виды зарисовок: быстрый набросок и
длительная проработка. Материалы, используемые при
создании зарисовок.
Входной контроль.
Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву – 6 (2теория + 4практика) часов
Постановка перед обучающимися разных задач при
Комбинированное
Викторина
копировании народных образцов орнаментов. Образцы
занятие.
2
для копирования геометрической резьбы средней
сложности на бытовых предметах.
Комбинированное
Выполнение зарисовок с народных образцов.
2
занятие.
Морение.
Комбинированное
2
занятие.
Текущий контроль
25

Тема 3. Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы, в технике контурной резьбы - 8 (4теория
+ 4практика) часов
На основе зарисовок узоров геометрической резьбы
Комбинированное
5.
Викторина
обучающиеся разрабатывают эскизы собственных
занятие.
2
композиций типа «сияние», «розетки» для оформления
декоративных панно, шкатулок и коробок разных форм
и размеров.
Выполнение эскизов композиций типа «сияние»,
Комбинированное
6.
«розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок
2
занятие.
карандашом на бумаге.
Выполнение эскизов композиций типа «сияние»,
Комбинированное
7.
«розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок
занятие.
2
карандашом на бумаге.
Выполнение эскизов композиций типа «сияние»,
Комбинированное
8.
«розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок
занятие.
2
карандашом на бумаге.
Текущий контроль
Тема 4. Выполнение созданных эскизов изделий в материале – 26 (8теория + 18практика) часов
Перенос рисунков готовых композиций на
Комбинированное
9.
Выставка
полуфабрикаты изготовленные на кружке: разделочные
2
занятие.
доски, крышки шкатулок.
Перенос рисунков готовых композиций на
Комбинированное
10.
2
полуфабрикаты изготовленные на кружке: разделочные
занятие.
доски, крышки шкатулок.
Перенос рисунков готовых композиций на
Комбинированное
11.
полуфабрикаты изготовленные на кружке: разделочные
2
занятие.
доски, крышки шкатулок.
Перенос рисунков готовых композиций на
Комбинированное
12.
полуфабрикаты изготовленные на кружке: разделочные
занятие.
2
доски, крышки шкатулок.
13.

14.

Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы. Правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами.
Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы

2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
26

15.
16.
17.
18.
19.
20.

Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы
Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы
Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы
Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы
Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы
Выполнение в материале композиций геом. резьбы

2
2
2
2
2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

Выполнение в материале композиций геометрической
2
резьбы.
Текущий контроль
Тема 5. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву – 16 (6теория + 10практика) часов
Правила техники безопасности при работе с режущими
Комбинированное
22.
Выставка
инструментами. Художественные и технические
занятие.
2
особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными
контуром и подобранным фоном.
Современное направление резьбы по дереву. История
Комбинированное
23.
возникновения промысла. Мотивы орнамента,
2
занятие.
характерные для абрамцево-кудринской резьбы.
Выбор древесины и инструментов для создания
Комбинированное
24.
плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и
2
занятие.
резьбы с подушечным фоном.
Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на
Комбинированное
25.
дощечках узора «розетка» в технике заоваленого
2
занятие.
контура.
Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на
Комбинированное
26.
2
дощечках узора «розетка» в технике заоваленого
занятие.
контура.
Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на
Комбинированное
27.
2
дощечках узора «розетка» в технике заоваленого
занятие.
контура.
21.

27

Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на
Комбинированное
дощечках узора «розетка» в технике заоваленого
занятие.
2
контура.
Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на
Комбинированное
29.
дощечках узора «розетка» в технике заоваленого
занятие.
2
контура.
Тема 6. Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе. Резьба по дереву узора с растительными элементами. Создание
эскизов – 6 (2теория + 4практика) часов
Организация рабочего места резчика. Правила
Комбинированное
30.
Викторина
безопасной работы при резьбе. Технология выполнения
занятие.
резьбы с растительными элементами. Приемы
2
удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок
выполнения среза и типичные ошибки при выполнении
срезов.
Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на
Комбинированное
31.
учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы
2
занятие.
на учебной доске
Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на
Комбинированное
32.
учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы
2
занятие.
на учебной доске.
Тема 7. Вырезание линейного растительного орнамента в плоском рельефе - 18 (6 теория + 12 практика) часов
Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая
Комбинированное
33.
Выставка
2
плетенка».
занятие.
Заточка и правка инструмента. Правила положения
Комбинированное
34.
2
стамески. Правила безопасной работы.
занятие.
Корректировка и восстановление контура рисунка.
Комбинированное
35.
2
Профессия резчика по дереву.
занятие.
Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
36.
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
37.
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
38.
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
39.
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
28.

28

40.
41.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
Вырезание фрагмента линейного растительного
Комбинированное
2
орнамента в низком плоском рельефе.
занятие.
Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и цветов насечками - 30 (6 теория + 24 практика) часов
Технология выполнения простых листьев и цветов,
Комбинированное
2
насечки на поверхности листьев.
занятие.
Технология выполнения простых листьев и цветов,
Комбинированное
2
насечки на поверхности листьев.
занятие.
Технология выполнения простых листьев и цветов,
Комбинированное
2
насечки на поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
2
поверхности листьев.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
Выставка
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
Выполнение простых листьев и цветов, насечки на
Комбинированное
2
поверхности листьев.
занятие.
29

Тема 9. Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной и скобчатой резьбы и реализация их в
материале. Обработка готовых изделий лаком 28 (8 теория + 20 практика) часов
Показать обучающимся изделия, выполненные в
Комбинированное
57.
Выставка
2
технике плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие
занятие.
образцы, фотографии).
Копирование готовых рисунков, эскизов композиций
Комбинированное
58.
плоскорельефной резьбы для изделий различного
занятие.
2
ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки,
шкатулки и т.д.
Копирование готовых рисунков, эскизов композиций
Комбинированное
59.
плоскорельефной резьбы для изделий различного
занятие.
2
ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки,
шкатулки и т.д.
Копирование готовых рисунков, эскизов композиций
Комбинированное
60.
плоскорельефной резьбы для изделий различного
занятие.
2
ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки,
шкатулки и т.д.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
61.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
62.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
63.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
64.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
65.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
66.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
67.
2
занятие.
Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
68.
2
занятие.

30

69.

Выполнение в материале разработанных композиций.
2

70.

71.
72.

Выполнение в материале разработанных композиций.
Комбинированное
2
Подготовка к выставке.
занятие.
Тема 10. Итоговое занятие - 4 (2 теория + 2 практика) часа
Комбинированное
Подготовка к выставке.
2
занятие.
2
Итоговая аттестация

Выставка

Всего за год - 144 (45теория + 99практика) часа

31

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Форма – тест

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ
МАТЕРИАЛЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

1) Что такое резьба по дереву.
А) Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба
является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием,
токарным делом).
Б) Резьба по дереву – это выпиливание с помощью стусла.
В) Резьба по дереву – это строгание шпона.
2) Какой этап при резьбе по дереву является первым.
А) Чистовая резьба.
Б) Черновая резьба.
В) Вводный инструктаж.
3)Какие инструменты используются при резьбе по дереву.
А) Токарные станки.
Б) Рейсшина, циркуль, карандаш, молярный нож.
В) Стамески, долото, киянки, косячки, резцы, скребки, ножовки.
4) Что такое плоскорельефная резьба?
А)Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер,
находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба
подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным
фоном.
Б) Резьба, которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя
основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой
характерен геометрический узор, для скобчатой -ногтевидные или лунообразные
элементы изображения.
В) Резьба, которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону.
Напоминает гравирование.
7) Что такое обьемная резьба?
А) По ней понимают обычно мелкое трехмерное изображение - скульптуру
Б) Резьба, которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя
основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой
характерен геометрический узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные
элементы изображения.
В) Резьба, которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону.
Напоминает гравирование.
8) Что такое накладная резьба?
А) Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер,
находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба
подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным
фоном.
Б) При ней вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что
позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки
В) Резьба, которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону.
Напоминает гравирование.
9) Что такое стамеска?
А) Стамеска представляет собой долото с заточенным с одного конца лезвием.
Б) Стамеска это маленький молоток.
В) Стамеска эта станок для резьбы.
32

10) Что такое верстак?
А) Рабочий стол с приспособлениями для обработки вручную изделий из металла,
дерева и др. материалов.
Б) Станок для выпиливания отверстия.
В) Насадка на стамеску.
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл
Уровень
Высокий: 9 – 10 баллов;
Средний: 5 – 8 баллов;
Низкий: 1 – 4 балла.
№
Отв.

1
А

2
В

3
В

4
В

5
А

6
Б

7
А

8
Б

9
А

10
А

33

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Тест «Резьба по дереву».
Выберите правильный ответ.
1.Как называется мастер, занимающийся резьбой по дереву:
а) столяр;
б) слесарь;
в) резчик
г) станочник
2.Какую древесину лучше использовать для резьбы:
а) мягкую;
б) твердую;
в) сырую;
г) гнилую
3.Найдите соответсвия:
а) мягкие
1) береза
4) липа
б) твердые
2) самшит
5) яблоня
в) очень твердые
3) сосна
6) тисс
4.Что не относится к порокам древесины:
а) сучки;
б) смоляные кармашки;
в) червоточина;
г)
деформативность
5.Порода, обладающая плотной древесиной от желтовато-белого до желтоватокоричневого цвета, текстура резко выражена, древесина твердая, режется с трудом. Это:
а) береза;
б) дуб;
в) сосна;
г) клен
6.Порода, обладающая мягкой и легкой древесиной белого цвета, древесина гладкая,
имеет слабо выраженный рисунок, хорошо режется. Это:
а) осина;
б)орех;
в) кедр;
г) махагони
7.Это естественный рисунок, образующий на поверхности древесины вследствие
перерезания структурных элементов:
а) текстура;
б) аромат;
в) дерево;
г) цвет
8.Что является наиболее важным декоративным свойством древесины:
а) блеск;
б) запах;
в) цвет;
г) гниль
9.Главный инструмент необходимый при геометрической резьбе:
а) стамеска;
б) клюкарза;
в) церазик;
г) резак
10.Во время работы необходимо соблюдать:
а) технику безопасности;
б) тишину;
в) координацию движения;
г)
чистоту
11.Какую из перечисленных пород древесины используют для геометрической
резьбы:
а) дуб;
б) ель;
в) липа;
г) береза
12.Дописать определение:
Пороки древесины – это отклонение…………………………………………….
13.Перечислить какие вы знаете виды резьбы:
1______________________
2_______________________ 3__________________
4______________________
5______________________ 6__________________
14.Какой элемент геометрической резьбы относится к трехгранным выемкам с
углублением в вершине и с углублением в центре:
________________________
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл
Уровень
Высокий: 13 – 14 баллов;
Средний:7 - 12 баллов;
Низкий: 1 - 6 баллов.

34

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Форма - итоговая выставка работ
Цель выставки: оценка овладение учащимися уровня достижений по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Резьба по дереву»
Сроки и место проведение выставки
Выставка проводится в учебной группе с 15 по 25 мая
Критерии оценок:
Художественный вкус-5 балов;
Творческое выполнение работы - 5 балов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5 баллов;
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов.

35

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».