ДООП Художественная обработка древесины

1

Содержание
Титульный лист программы

1

1. Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Содержание программы 1 года обучения

5

Содержание программы 2 года обучения

10

Планируемые результаты

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

14

Учебный план 1 года обучения

14

Учебный план 2 года обучения

16

Календарный учебный график

18

Оценочные материалы

19

Методические материалы

21

3. Иные компоненты.

22

Условия реализации программы.

22

Список литературы.

23

Календарный учебно-тематический план 1 года обучения

24

Календарный учебно-тематический план 2 года обучения

33

Приложение 1. Материалы текущего контроля, промежуточной и

41

итоговой аттестации

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины. 1
ступеньу» разработана на основе
программы общеобразовательных учреждений:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М. Неменского. - М.:
Просвещение, 2014 г.; Горяева, Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.
Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015 г.; методического
пособия «Работа в материале. Художественная роспись по дереву», Рогожкина Л.С., Москва,
2018.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины. 1
ступень» относится к художественной направленности.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности
поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного
искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи по дереву имеет
многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественностилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных
условий развития.
Роспись по дереву является частью народного искусства, народного творчества, народной
мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное
искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие
народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все
больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потери связи с поколениями,
обнищанию духовного мира человека.
Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой
проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и
приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем
приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в
сознании национальную культуру.
Отличительные особенности программы
Рассматривая различные области декоративно-прикладного творчества, изучая их на
уроках, дети хотят более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся. Любая
роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам
декоративно-прикладного искусства, но имеет свои, специфические особенности, свойства,
требующие дополнительного изучения. Специфика данной программы состоит в достижении
начальных профессиональных навыков в технике росписи, и в проникновении в глубины
народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося, заинтересованности
дальнейшего изучения других видов росписи.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины. 1
супень» адресована детям 8 - 12 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой и
второй ступени общего образования и характерных особенностей младшего и среднего
школьного возраста.
В разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более
старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения,
3

способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие например, интересуются более сложным материалом.
Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь
с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается
у него в глазах, когда он руководит младшими детьми, или помогает что-то сделать.
Дети младшего школьного возраста уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми,
знают основные правила общения:
 хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
 способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
 стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
 тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
 дети способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если
поставлены цель и четкая задача действий, то он все еще нуждаются в организующей
помощи;
 они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и
ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно
выработать еще не могут;
 ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут,
затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
 они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на
положительную оценку и нуждаются в ней;
 способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход
от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с
разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят
коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также
весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста.
Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 10-11 лет детям свойственно
не задумываться о последствиях своих действий.
Особенности поведения:
 энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
 часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности;
 любят коллективные игры;
 боятся поражения, чувствительны к критике;
 интересы постоянно меняются;
 пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.
В подростковом возрасте ребенок впервые начинает осознавать свою уникальность и
неповторимость. Постепенно вырастая, он обнаруживает гибкость мышления, креативность,
умение творчески подходить к решению множества задач. Во взрослой жизни используются
навыки, полученные именно в раннем подростковом возрасте. Под влиянием коллектива
проявляются способности к определенным видам деятельности, которые можно развивать.
Интересы обретают глубину и устойчивость – это может быть спортивные тренировки,
занятия музыкой, рисованием. Развиваются организаторские способности. Учась выражать свои
чувства, младший подросток меняет свое самосознание, появляется желание самовыражения и
положительной оценки его творческих успехов. Важно поощрять творчество детей и находиться
с ними всегда рядом, одобрять их увлечения.
Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и
интеллектуального роста детей, социализации, обучения.
4

Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины. 1 ступень» рассчитана на 2 года, 72 недели, 18 месяцев обучения.
Форма обучения: очная
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей предполагает общее количество часов 144
в год. Режим занятия программы – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями
10 минут
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей, эстетического и художественного
вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву и возможность
дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи:
обучающие: обучить практическим навыкам работы в различных технологиях
декоративной росписи по дереву;
сформировать интерес обучающихся к декоративно-прикладному творчеству;
воспитательные: способствовать воспитанию творческой активности; сформировать
чувство самоконтроля;
развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления,
образного воображения, пространственного мышления, чувство целостности композиционного
решения изделия; содействовать формированию всесторонне развитой личности;
мотивационные: создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества; развить активную деятельность;
социально-педагогические: сформировать общественную активность и реализацию в
социуме.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 288 учебных часа: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа.
Содержание программы
Содержание программы, первый год (144 часа)
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
1.1 Понятие декоративно прикладное искусство. Основные центры. Особенности и
технология исполнения. Художественная роспись по дереву как один из видов
декоративно-прикладного промысла.
Теория: Знакомство с миром декоративно прикладного искусства. Роспись по дереву как
один из видов декоративно прикладного искусства. Основные её центры и технология
исполнения. Характерные особенности народного творчества. Техника безопасности.
Текущий контроль.
Раздел 2. Городецкая роспись (40 часов)
2.1 Основные элементы Городецкой росписи (капелька, капелька с поворотом, дуга
фигурная и пологая спираль).
Теория: Знакомство с Городецкой росписью. Городец один из видов декоративно
прикладной росписи. Традиции исполнения, создание сюжета и композиции. Изучить
многообразие технических приёмов исполнения в Городецкой росписи. Добиться чёткости
исполнения.
Практика: Отрисовка элементов Городецкой росписи.
5

2.2 Растительные мотивы Городецкой росписи: розаны, разетки, купавки, ягодки,
листья, кустики.
Теория: Изучение многообразного выполнения цветов, листьев и кустиков в Городецкой
росписи.
Практика: Отрабатывание приёмов выполнения цветов, листьев и кустиков в свободной
кистевой манере. Характерные особенности исполнения.
2.3 Городецкие птицы (фазан, петух); Городецкая лошадка.
Теория: Знакомство с Городецкой птицей. Особенности характера, основные приёмы
исполнения. Изучить особенности выполнения Городецкой лошадки в свободной кистевой
манере.
Практика: Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения.
Чёткость исполнения.
2.4 Основы декоративной композиции на плоскости. Ритм. Симметрия. Орнамент.
Теория: Изучение законов композиции и применение её в декоративной росписи (ритм,
симметрия, орнамент).
Практика:
1. Выполнение упражнений. Создать раппорт и несколько вариантов орнамента на основе
различных композиционных схем. (Ритм)
2. Создать зеркально – симметричную орнаментальную композицию, гармонично
заполнить плоскость изображением, на основе схем. (Симметрия)
3.Принципы выполнения орнамента используя основные приемы организации орнамента.
(Ритм, симметрия).
Основные понятия:
Ритм как способ организации в декоративно прикладном искусстве с помощью
чередования разнообразных элементов формы, что создает ощущение периодичности
повторяющихся акцентов и пауз.
Симметрия как способ организации формы; способ организации изобразительного
пространства в произведениях декоративно прикладного искусства.
Орнамент – украшение, узор, состоящий из ритмических организованных, повторяющих
форм (чередование форм). Орнамент может быть геометрический. Состоящий из геометрических
форм, и изобразительный, где элементы сохраняют предметную форму растений (растительный)
или животных и птиц (зооморфный).
2.5 Принцип построения орнамента в полосе.
Теория: Осваивание основных принципов построения орнамента в полосе: ленточный,
сетчатый, композиционно замкнутым.
Практика: Отработка принципов построения орнамента в полосе на основе схем.
2.6 Принципы построения в круге.
Теория: Осваивание основных принципов построения орнамента в круге: поясок,
сегменты гирлянды, смешанная композиция («поясок» + «сегмент»).
Практика: Отработка принципов построения орнамента в круге на основе схем.
2.7 Принципы построения орнамента в прямоугольнике.
Теория: Осваивание основных принципов построения в прямоугольнике: диагональ, овал,
встречная диагональ, картинка в широкой рамке.
Практика: Отработка принципов построения орнамента в прямоугольнике на основе
схем.
6

2.8 Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой росписи.
Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материла. (Выбор
принципа построения орнамента свободный).
Практика:
Выполнение эскиза разделочной доски:
 Композиционное решение
 Отрисовка в карандаше
 Цветовое решение
2.9 Обработка деревянной поверхности. Создание изделия по мотивам Городецкой
росписи на основе выполненного эскиза. ТБ.
Теория: Приготовление поверхности разделочной доски к написанию орнамента.
Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика:
 Устранить дефекты поверхности доски.
 Нанесение грунта.
 Тонирование деревянной поверхности.
 Перевод рисунка разделочной доски с эскиза на плоскость.
2.10 Лакировка изделия. ТБ.
Теория: техника нанесения лака на поверхность изделия.
Практика: Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив
поверхность изделия.
2.11 Текущий контроль.
Раздел 3. Полховско-майдановская роспись (44 часа)
3.1 Знакомство с росписью и особенностью палитры. Освоение простейших
элементов – «листьев» и «веточек».
Теория: История появление Полховско-майдановской росписи. Знакомство с традициями.
Изучение простейших элементов – «листьев» и
«веточек».
Практика: Выполнение элементов Полховско-майдановской росписи.
3.2 Освоение элементов росписи – ягода, бутон. Построение простейших композиций.
Теория: Знакомство с элементами росписи. Особенности характера, основные приёмы
исполнения. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика: Поэтапное выполнение полховских элементов.
3.3 Освоение элемента росписи – цветочек. Развитие детской фантазии.
Теория: Изучение особенности выполнения элемента росписи – цветочек.
Практика: Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности росписи.
3.4 Освоение традиционного элемента росписи – большой майдановской розы.
Теория: Изучение особенности выполнения майдановской розы в свободной кистевой
манере.
Практика: Поэтапное выполнение приёмов росписи. Чёткость исполнения.
3.5 Знакомство с некоторыми приёмами построения цветочного узора на форме.
7

Теория: Осваивание основных принципов построения цветочного узора по мотивам
Полховско-майдановской росписи.
Практика: Прорабатывание принципов составления полховского цветочного узора.
3.6 Закрепление навыков изображения растительных элементов, построение
крупных букетов. Развитие фантазии.
Теория: Создание букетной композиции на основе пройденного материала.
Практика: Выполнение эскиза крупных букетов по мотивам росписи Майдана.
3.7 Освоение традиционного элемента майдановской росписи – «птичка».
Теория: Изучение особенностей выполнения майдановской «птички».
Практика: Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения.
Чёткость исполнения.
3.8 Освоение элемента майдановской росписи – «петушок».
Теория: Изучение особенностей выполнения майдановского «петушка».
Практика: Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения.
Чёткость исполнения.
3.9 Обработка деревянной поверхности. Составление эскиза по мотивам Полховскомайдановской росписи. ТБ.
Теория:
Приготовление поверхности изделия к выполнению росписи. Выполнение
эскиза. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика:
 Устранение дефектов поверхности.
 Нанесение грунта.
 Тонирование деревянной поверхности.
3.10 Создание изделия по мотивам Полховско-майдановской росписи на основе
выполнения эскиза.
Теория: Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика: Перевод эскиза на изделие.
3.11 Лакирование изделия. ТБ.
Теория: правила нанесения лака на поверхность изделия.
Практика: Равномерно нанести лак по поверхности. Высушить, не повредив
поверхность.
3.12 Текущий контроль.
Раздел 4. Северодвинская роспись (34 часа)
4.1 Художественные особенности. Технология исполнения.
Теория: История появления Северодвинской росписи. Знакомство с традициями
исполнения, а также создание орнамента.
Практика: некоторые записи.
4.2 Растительные элементы северодвинской росписи (трилистники, ягодки,
огурчики, цветы).
Теория: Изучение технических приёмов исполнения в северодвинской росписи. Чёткость
и аккуратность исполнения.
Практика: Выполнение элементов северодвинской росписи.
4.3 Северодвинские птицы (птица сирин, курочка-кутюшка)
Теория: Знакомство с северодвинскими птицами. Особенности характера, основные
приёмы исполнения. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика: Поэтапное выполнение северодвинских птиц.
4.4 Геометрические мотивы северодвинской росписи, особенности выполнения
(фризовые орнаменты). Принципы построения орнамента в полосе и круге.
8

Теория: Изучение особенностей выполнения геометрических элементов. Осваивание
основных принципов построения орнамента в полосе и круге используя северодвинскую
роспись. Чёткость и последовательность исполнения.
Практика: Отработка приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения
росписи. Прорабатывание принципов составления орнамента в полосе и круге на основе схем.
4.5 Эскиз доски, выполненная по мотивам северодвинской росписи.
Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материала.
Практика: Выполнение эскиза доски в технике северодвинской росписи:
 Композиционное решение
 Отрисовка в карандаше
 Цветовое решение
Тема 4.6 Обработка деревянной поверхности. ТБ.
Теория: Приготовить поверхность доски к написанию орнамента.
Практика:
 Устранить дефекты поверхности доски.
 Нанесение грунта
 Тонирование деревянной поверхности.
4.7 Эскиз круглой шкатулки выполненный по мотивам северодвинской росписи.
Выполнение изделия в материале.
Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материала. ( Выбор
принципа построения орнамента свободный ). Выполнение изделия в материале. Чёткость и
аккуратность исполнения.
Практика:
Выполнение эскиза круглой шкатулки.
 Композиционное решение.
 Отрисовка в карандаше.
 Цветовое решение
Перевод рисунка круглой шкатулки с эскиза на плоскость.
4.8 Лакировка выполненных изделий (доска, шкатулка). ТБ.
Теория: технология нанесения лака на поверхность.
Практика: Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив
поверхность.
4.9 Текущий контроль.
Раздел 5. Подведение итогов пройденного материала
5.1 Составление эскизов по мотивам Городецкой, Северодвинской, Полховскомайдановской росписи.
Теория: Создание композиции на основе изученного материала.
Практика: Выполнение эскиза по мотивам изученного материала:
 Композиционное решение.
 Отрисовка в карандаше.
 Цветовое решение.
5.2 Обработка деревянной поверхности.
Теория: Приготовление поверхности изделия к выполнению росписи.
Практика:
 Устранить дефекты поверхности изделия.
 Нанесение грунта.
 Тонирование деревянной поверхности.
5.3 Выполнение росписи на изделие в различных направлениях и мотивах.
Теория: Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.
Практика: Перевод рисунка изделия с эскиза на плоскость.
9

5.4 Лакировка изделий (доска, матрёшка, шкатулка, декоративный грибок).
Теория: техника нанесения лака на поверхность изделия.
Практика: Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив
поверхность изделия.
5.5 Промежуточная аттестация (выставка).
5.6 Итоговое занятие.
Содержание программы, второй год (144 часа)
Раздел 1. Мезенская роспись (46 часов)
1.1
Художественные особенности. Технология исполнения. Материалы и
инструменты. Техника безопасности.
Теория: знакомство с мезенской росписью, особенности технологии исполнения,
информационные сведения об истории возникновения росписи. Т Б.
1.2 Основные элементы мезенской росписи (спираль, стихийка, звёздочки, пёрышко,
скобочка, волна, ромбик, штришок, капелька, косы). Правила постановки руки и кисти.
Теория: знакомство с некоторыми элементами мезенской росписи, история их появления,
изучение правил постановки руки и кисти.
Практика: отрабатывание приёмов выполнения некоторых элементов мезенской росписи
(спираль стихийка, звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок, капелька, косы).
1.3 Растительные мотивы мезенской росписи (цветок, росток, дерево)
Теория: изучение мотивов мезенской росписи (цветок, росток, дерево)
Практика: выполнение растительных элементов мезенской росписи: цветок, росток,
дерево.
1.4 Мезенские птицы (уточка, лебедь, куропатка)
Теория: знакомство с особенностью техники выполнения мезенских птиц.
Практика: правильное выполнение декоративных птиц в традиционном стиле мезенской
росписи.
Теория: знакомство с техникой выполнения в мезенской росписи различных животных:
лошадки, олени, лоси.
Практика: выполнение животных в традиционном исполнении мезенской росписи.
1.6 Геометрические мотивы в мезенской росписи, особенности выполнения
орнамента (сетка-квадрат, сетка-ромб, сетка-ромб по диагонали)
Теория: знакомство с геометрическими мотивами мезенской росписи, особенности
выполнения орнамента.
Практика: выполнение нескольких видов орнамента по мотивам мезенской росписи.
1.7 Принцип построения орнамента в полосе
Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в полосе.
Практика: Выполнение построения орнамента в полосе.
1.8 Принцип построения орнамента в круге
Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в круге.
Практика: выполнение построения орнамента в круге.
1.9 Принцип построения орнамента в квадрате
10

Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в квадрате.
Практика: выполнение построения орнамента в квадрате.
1.10 Эскиз пасхального яйца по мотивам мезенской росписи
Теория: изучение правил компоновки расположения рисунка.
Практика: выполнение эскиза пасхального яйца по мотивам мезенской росписи.
1.11 Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия «пасхальное яйцо» по
мотивам мезенской росписи на основе выполненного эскиза
Теория: техника обработки деревянной поверхности (повторение)
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
1.12 Эскиз шкатулки по мотивам мезенской росписи (круговая, квадратная,
прямоугольная. Выбор формы самостоятельный)
Теория: изучение правил компоновки расположения рисунка в квадратной, круглой,
прямоугольной плоскостях.
Практика: выполнение эскиза шкатулки по мотивам мезенской росписи.
1.13 Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия в материале. Техника
безопасности при работе с ЛВЖ
Теория: техника обработки деревянной поверхности (повторение)
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
1.14 Лакировка выполненных изделий.
Теория: Техника безопасности при работе с ЛВЖ
Практика: лакировка выполненных изделий.
1.15 Текущий контроль.
Раздел 2. Хохломская роспись (44 часа)
2.1 Художественные особенности. Технология исполнения.
Теория: история возникновения хохломской росписи.
2.2 Основные элементы хохломской росписи (травные кустики, орнаментальные
полосы)
Теория: знакомство с техникой выполнения элементов хохломской росписи (травные
кустики, орнаментальные полосы )
Практика: выполнение элементов хохломской росписи.
2.3 Растительные мотивы в хохломской росписи по дереву (клубничка, рябинка,
смородина, крыжовник)
Теория: знакомство с растительными мотивами в хохломской росписи.
Практика: выполнение растительных мотивов в хохломской росписи.
2.4 Принцип построения орнамента в полосе (верховое письмо)
Теория: изучение техники исполнения орнамента в полосе.
Практика: выполнение орнамента в полосе.
2.5 Принцип построения орнамента в круге (ветвь, спираль). Фоновое письмо.
Теория: изучение техники исполнения орнамента в круге.
Практика: выполнение орнамента в круге.
2.6 Эскиз деревянной ложки по мотивам хохломской росписи
11

Теория: знакомство с компоновкой эскиза рисунка.
Практика: выполнение эскиза деревянной ложки по мотивам хохломской росписи.
2.7 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза
Теория: техника обработки деревянной поверхности (повторение).
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
2.8 Эскиз деревянного бочонка по мотивам хохломской росписи
Теория: знакомство с компоновкой эскиза рисунка.
Практика: выполнение эскиза деревянного бочонка по мотивам хохломской росписи.
2.9 Выполнение изделия в материале, на основе выполненного эскиза
Теория: техника обработки деревянной поверхности (повторение).
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
2.10 Лакировка изделий (ложка, бочонок). Техника безопасности при работе с ЛВЖ
Теория: Техника безопасности при работе с ЛВЖ
Практика: лакировка выполненных изделий.
2.11 Текущий контроль.
Раздел 3. Итоговая работа (52 часа)
3.1 Подведение итогов изученных росписей за 2 года обучения. Технологии
выполнения разных видов росписей
Теория: технологии выполнения различных видов росписи. Материал повторения.
3.2 Эскиз изделия по выбору учащихся
Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.
3.3 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
3.4 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Теория: Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Практика: лакировка выполненного изделия.
3.5 Эскиз нового изделия по выбору учащихся
Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.
3.6 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
3.7 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Теория: Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Практика: лакировка выполненного изделия.
3.8 Эскиз нового изделия по выбору учащихся
Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.
3.9 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза
Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
12

3.10 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Теория: Техника безопасности при работе с ЛВЖ.
Практика: лакировка выполненного изделия.

Итоговая аттестация.

Планируемые результаты
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся
Должны знать:
 правила безопасности труда и пожарной безопасности,
 требования к организации рабочего места;
 главные отличительные элементы орнамента в росписях;
 художественные
особенности,
технологию
исполнения
Городецкой,
Северодвинской, Полховско-майдановской росписей;
 понятия: орнамент, симметрия, ритм, композиция, народный мастер.
Должны уметь:
 уметь подготавливать работу (доску) под роспись, правильно последовательно
вести работу;
 рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую,
волнистую линию, клетку);
 при анализе произведений народных мастеров находить главные отличительные
элементы орнаментов в росписи по дереву;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента («листок», «роза», «травка»);
 самостоятельно составлять композиции на деревянной основе с использованием
изученных росписей: Городецкой, Северодвинской, Полховско-майдановской.
Владеть
навыками основных приемов исполнения элементов изученных росписей: Городецкой,
Северодвинской, Полховско-майдановской.
По окончанию 2-го года обучения обучающиеся
Должны знать:
 требования к организации рабочего места;
 главные отличительные элементы орнамента в росписях;
 художественные особенности, технологию исполнения Мезенской и Хохломской
росписей.
Должны уметь:
 подбирать заготовку, пригодную для росписи;
 проводить предварительные отделочные операции (зачистка, шлифовка,
шпаклёвка, подмазка, грунтовка);
 комбинировать композиции с приёмами симметрии и асимметрии;
 оформлять эскизы с несколькими вариантами росписи;
 вести роспись сложных конструкций плоскостных и объёмных изделий;
 использовать различные техники росписи;
 правильно наносить лак на поверхность изделия.
Владеть навыками основных приемов исполнения элементов изученных росписей:
Городецкой, Северодвинской, Полховско-майдановской, Мезенской и Хохломской росписей.
13

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Художественная
обработка древесины. 1 ступень»
Учебный план I год обучения
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

1

Вводное занятие. Знакомство с
программой. Понятие декоративноприкладного искусства.
Особенности и технология
исполнения. Техника безопасности.
Текущий контроль.
Городецкая роспись.
Знакомство с Городецкой
росписью. Традиции исполнения,
воздание сюжета и композиции.
Растительные мотивы Городецкой
росписи: розаны, розетки, купавки,
ягодки. (Правила постановки руки
и кисти). Растительные мотивы
Городецкой росписи (листья,
кустики). Правила постановки руки
и кисти.
Знакомство с Городецкой птицей.
Особенности характера, основные
приёмы исполнения. Изучение
особенностей выполнения
Городецкой лошадки в свободной
кистевой манере.
Основы декоративной композиции
на плоскости. Ритм. Симметрия.
Орнамент.
Освоение основных принципов
построения орнамента в полосе:
ленточный, сетчатый,
композиционно замкнутый.
Освоение основных принципов
построения орнамента в круге:
поясок, сегменты гирлянды,
смешанная композиция.
Освоение основных принципов
построения орнамента в
прямоугольнике.
Эскиз разделочной доски по
мотивам Городецкой росписи
Выполнение изделия в материале.

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8
2.9

Теория

Практика

Всего

1

1

2

14
2

26
2

40
4

2

4

6

1

3

4

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

4

6

1

7

8

Форма
промежуточ
ной
аттестации
тест, устный
опрос

14

2.10

2.11
3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7
3.8
3.9

3.10

3.11
3.12
4
4.1

4.2

Четкость и аккуратность
исполнения. Устранение дефектов
поверхности.
Лакировка изделия. Техника
нанесения лака на поверхность. ТБ
с ЛВЖ.
Текущий контроль
Полховско-майдановская
роспись.
История появления ПолховскоМайдановской росписи. Знакомство
с традициями. Изучение
простейших элементов
- «листьев» и «веточек»
Освоение элементов росписи ягода, бутон. Построение
простейших композиций
Освоение элемента росписи –
цветочек. Развитие детской
фантазии
Освоение традиционного элемента
росписи – большой майдановской
розы
Знакомство с некоторыми
приёмами построения цветочного
узора на форме
Закрепление навыков изображения
растительных элементов,
построение крупных букетов.
Освоение традиционного элемента
Майдановской росписи – «птичка»
Освоение элемента Майдановской
росписи – «петушок»
Обработка деревянной
поверхности. ТБ. Составление
эскиза
Создание изделия по мотивам
Полховско-майдановской росписи
на основе выполненного эскиза
Лакирование выполненного
изделия ТБ
Текущий контроль
Северодвинская роспись.
Знакомство с художественными
особенностями. И техникой
исполнения северодвинской
росписи.
Растительные элементы
Северодвинской росписи
(трилистники, ягодки, огурчики,
цветы)

1

1

2

1
14

1
30

2
44

1

3

4

1

1

2

2

4

6

3

3

6

1

3

4

1

5

6

1

3

4

1

1

2

1

1

2

4

4

1

1

2

1
8
1

1
26
1

2
34
2

1

3

4

выставка

выставка

15

4.3

4.4

4.5
4.6

4.7

4.8
4.9
5
5.1
5.2
5.3

5.4

5.5.
5.6

Поэтапное выполнение
Северодвинских птиц (птица сирин,
курочка – кутюшка)
Геометрические мотивы в
Северодвинской росписи,
особенности выполнения. Принцип
построения орнамента в полосе и
круге.
Эскиз доски по мотивам
Северодвинской росписи.
Обработка деревянной
поверхности. ТБ. Выполнение
изделия по мотивам
Северодвинской росписи
Эскиз круглой шкатулки по
мотивам Северодвинской росписи.
Выполнение изделия в материале
Лакировка выполненных изделий
(доска, шкатулка). ТБ.
Текущий контроль
Подведение итогов пройденного
материала.
Составление эскизов по мотивам
изученных росписей.
Обработка деревянной
поверхности. ТБ.
Выполнение росписи на изделиях
в различных направлениях и
мотивах
Лакировка выполненных изделий
(доска, матрёшка, шкатулка,
декоративный грибок). ТБ.
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
Всего

1

3

4

1

5

6

1

1

2

1

3

4

1

7

8

1

1

2

8

2
16

2
24

2

4

6

1

3

4

1

7

8

1

1

2

1
2
44

1

2
2
144

100

Учебный план II год обучения
Кол-во часов
№

1
1.1

1.2

Название разделов (тем)
Вводное занятие. Знакомство с
программой. Техника безопасности.
Текущий контроль.
Мезенская роспись.
Художественные особенности.
Технология исполнения. Материалы
и инструменты. Техника
безопасности.
Основные элементы мезенской
росписи (спираль стихийка,

Теория

Практика

Всего

1

1

2

14

32

46

2

-

2

1

3

4

выставка

выставка

Форма
промежуточн
ой (итоговой)
аттестация
тест, устный
опрос

16

1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11

1.12

1.13

1.14
1.15
2
2.1
2.2

2.3

2.4
2.5

2.6

звёздочки, пёрышко, скобочка,
волна, ромбик, штришок, капелька,
косы). Правила постановки руки и
кисти.
Растительные мотивы мезенской
росписи (цветок, росток, дерево)
Мезенские птицы (уточка, лебедь,
куропатка)
Животные в мезенской росписи
(лошадки, олени, лоси)
Геометрические мотивы в мезенской
росписи, особенности выполнения
орнамента (сетка-квадрат, сеткаромб, сетка-ромб по диагонали)
Принцип построения орнамента в
полосе
Принцип построения орнамента в
круге
Принцип построения орнамента в
квадрате
Эскиз пасхального яйца по мотивам
мезенской росписи
Обработка деревянной поверхности.
Выполнение изделия «пасхальное
яйцо» по мотивам мезенской
росписи на основе выполненного
эскиза.
Эскиз шкатулки по мотивам
мезенской росписи (круговая,
квадратная, прямоугольная. Выбор
формы самостоятельный)
Обработка деревянной поверхности.
Выполнение изделия в материале.
ТБ при работе с ЛВЖ
Лакировка выполненных изделий.
Текущий контроль
Хохломская роспись.
Художественные особенности.
Технология исполнения.
Основные элементы хохломской
росписи (травные кустики,
орнаментальные полосы)
Растительные мотивы в хохломской
росписи по дереву (клубничка,
рябинка, смородина, крыжовник)
Принцип построения орнамента в
полосе (верховое письмо)
Принцип построения орнамента в
круге (ветвь, спираль). Фоновое
письмо.
Эскиз деревянной ложки по мотивам

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

1

2

1

3

4

1

1

2

1

3

4

1

1

2

16

1
1
28

1
1
44

1

1

2

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

выставка

17

хохломской росписи
Выполнение изделия в материале на
основе выполненного эскиза
2.8 Эскиз деревянного бочонка по
мотивам хохломской росписи
2.9 Выполнение изделия в материале, на
основе выполненного эскиза
2.10 Лакировка изделий (ложка,
бочонок). ТБ при работе с ЛВЖ
2.11 Текущий контроль
3
Итоговая работа.
Подведение итогов изученных
3.1
росписей за 2 года обучения.
Технологии выполнения разных
видов росписей
3.2 Эскиз изделия по выбору учащихся
3.3 Выполнение изделия в материале на
основе выполненного эскиза
3.4 Лакировка выполненного изделия.
ТБ при работе с ЛВЖ.
3.5 Эскиз нового изделия по выбору
учащихся
3.6 Выполнение изделия в материале
3.7 Лакировка выполненного изделия.
Техника безопасности при работе с
ЛВЖ.
3.8 Эскиз нового изделия по выбору
учащихся
3.9 Выполнение изделия в материале
3.10 Лакировка выполненного изделия.
ТБ при работе с ЛВЖ.
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
Всего
2.7

1

5

6

2

4

6

1

5

6

1

1

2

12

2
40

2
52

1

1

2

1

5

6

-

8

8

1

1

2

1

5

6

1

7

8

1

1

2

1

5

6

1

5

6

1

1

2

1
2
43

1

2
2
144

101

выставка

выставка

Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения

февраль

16

14

6
10

16

май

январь

6
8

апрель

декабрь

20

март

ноябрь

Введение. Текущий контроль 2
Городецкая роспись
14
Полховско-майдановская
роспись.
Северодвинская роспись.
Подведение
итогов

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

8
10

10
18

пройденного материала
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие

2
2

12

14
2

16

18

май

16

апрель

12
2

март

январь

18

февраль

декабрь

Введение. Текущий контроль
Мезенская роспись.
Хохломская роспись.
Итоговая работа.
Итоговая аттестация
Итоговое занятие

ноябрь

сентябрь

Раздел/месяц

октябрь

Календарный учебный график 2 год обучения

2
16

12
2
2

Оценочные материалы
(Оценочные материалы представлены в Приложение 1)
Виды контроля:
 Текущий
 Промежуточная аттестация
 Итоговая аттестация
Формы контроля:
 Формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита проекта.
 Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании
содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами:
 в письменной форме: тестирование
 в устной форме: защита творческих проектов, выставка.
 в практической форме: изготовление творческого продукта.
Системы оценивания.
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который
не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал
занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий по профилю деятельности.
«5»: ·обучающийся полностью усвоил учебный материал,
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«4»: · обучающийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«3»: · обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
19

· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»: ·обучающийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов педагога.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются результаты
наблюдения за процессом труда обучающегося, качество изготовленного изделия (детали) и
затраты рабочего времени).
«5»: ·обучающийся тщательно спланировал труд и рационально организовано рабочее
место;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
· изделие изготовлено с учетом установленных требований;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4»: · обучающимся допущены незначительные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
· изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
·
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
· норма времени недовыполненная на 15-20 %;
· изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
· не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 –
2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
Формы
текущего Критерии оценивания текущего контроля, промежуточной аттестации.
контроля,
промежуточной
аттестации/раздел
программы

20

Выставки по
программы

разделу

баллов;

Критерии оценок:
Художественный вкус-5 баллов;
Творческое выполнение работы - 5 баллов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов

Методические материалы
Формы обучения и виды занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
занятие приобретения обучающимися новых знаний (теоретический), где дети
познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения
композиций, получат новые навыки и приемы работы;
занятие формирования умений и навыков (практический), обучающиеся овладевают
практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования
рабочими и измерительными инструментами, техникой. Практические занятия проводятся чаще
других типов занятий;
занятие по решению технических задач занимает промежуточное положение между
теоретическими и практическими занятиями. Данные занятия посвящаются вопросам
конструирования и моделирования изделий из различных материалов; составлению чертежей и
эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и
разработке технологических карт;
комбинированное занятие представляет собой соединение элементов теоретического и
практического занятия.
Контрольно-проверочные занятия. Цель данного занятия - получение данных об уровне
технологической подготовки обучающихся, о степени прочности усвоения технических знаний,
умений и навыков.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание
занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.

21

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Выставки творческих работ обучающихся/детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества,
конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация
Дидактический материал
Иллюстрации
Работы мастеров и художников.
Виды росписей.
Поэтапное выполнение росписей.
Детские творческие работы, выполненные на высоком художественном уровне.
Презентации
Городецкая роспись.
Полховско-майдановская роспись.
Северодвинская роспись.
Мезенская роспись.
Хохломская роспись
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательного процесса
необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность.
Помещение: учебная мастерская.
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
 классная доска;
 телевизор;
 персональный компьютер (ноутбук);
 фотокамера цифровая;
1. Оборудование:
 Учебные столы;
 Стулья;
 Шкаф.
2. Материалы:
 гуашь
 палитра
 кисти № 00 – 5 круглые
 бумага различного формата
 карандаши ТМ (простой)
 ластик.
 клей ПВА
 кисти для клея
 лак
 кисть для лака
 растворител
22

Список литературы для педагога:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении
Порядка организации
и
осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам”
3. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных программ в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской
области.//Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская – Иркутск.- 2016. –С.21
4. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В.
Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
5. Рогожкина Л.С., методическое пособие «Работа в материале. Художественная роспись по
дереву», Москва, 2018.
6. Баталова И.К., методическое пособие «Роспись по дереву» - М.: Эксмо, 2007.
7. Учебное пособие «Основы живописи и рисунка. Все техники и материалы»/ пер. с англ.
Л.И. Степановой – Москва: Издательство АСТ, 2016.
Литература для детей
Интернет-ресурсы:
Полхов-Майданская роспись. Ремёсла — Путев
ru.russianarts.online
Северодвинская роспись. Тайны старого сундука [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://oldchest.ru/painting/severodvinskaya-rospis/.
Городецкая роспись — Википедия
ru.wikipedia.org›Городецкая роспись
Мезенская роспись.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мезенская_роспись_по_дереву
Хохломская роспись.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома

23

Проверил:
___________________________

Утверждаю: Директор
МБУ ДО «ДДТ»
И.А. Дурных

Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины. 1 ступень»
Календарный учебно-тематический план программы
1 год обучения

№

1

Дата

Тема

Знакомство с программой. Понятие декоративноприкладного искусства. Особенности и технология
исполнения. Техника безопасности.
Входной контроль.

Форма
промежуточной
(итоговой)
Кол-во часов
Форма занятия
аттестации,
входной, текущий
контроль
Беседа, практическая тест, опрос.
работа
2

Тема 2. Городецкая роспись – 40 (14теория + 26практика) часов
2

Знакомство с Городецкой росписью. Традиции
исполнения, воздание сюжета и композиции.

3

Знакомство с Городецкой росписью. Традиции
исполнения, воздание сюжета и композиции.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

24

4

Растительные мотивы Городецкой росписи: розаны,
розетки, купавки, ягодки. (Правила постановки руки и
кисти).

5

Растительные мотивы Городецкой росписи: розаны,
розетки, купавки, ягодки. (Правила постановки руки и
кисти).

6

Растительные мотивы Городецкой росписи (листья,
кустики). Правила постановки руки и кисти.

7

Знакомство с Городецкой птицей. Особенности
характера, основные приёмы исполнения.

8

Изучение особенностей выполнения Городецкой
лошадки в свободной кистевой манере.

9

Основы декоративной композиции на плоскости. Ритм.
Симметрия. Орнамент.

10

Освоение основных принципов построения орнамента в
полосе: ленточный, сетчатый, композиционно
замкнутый.

11

Освоение основных принципов построения орнамента в
круге: поясок, сегменты гирлянды, смешанная
композиция.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

25

12

Освоение основных принципов построения орнамента в
прямоугольнике.

13

Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой
росписи.

14

Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой
росписи

15

Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой
росписи

16

Выполнение изделия в материале. Четкость и
аккуратность исполнения. Устранение дефектов
поверхности.

17

Выполнение изделия в материале. Четкость и
аккуратность исполнения. Устранение дефектов
поверхности.

18

Выполнение изделия в материале. Четкость и
аккуратность исполнения. Устранение дефектов
поверхности.

19

Выполнение изделия в материале. Четкость и
аккуратность исполнения. Устранение дефектов
поверхности.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

26

20

Выполнение изделия в материале. Четкость и
аккуратность исполнения. Устранение дефектов
поверхности.

21

Лакировка изделия. Техника нанесения лака на
поверхность. ТБ с ЛВЖ.
Текущий контроль.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

Выставка

Тема 3. Полховско-майдановская роспись 44 (14 теория + 30 практика) часа
22

История появления Полховско-Майдановской росписи.
Знакомство с традициями. Изучение простейших
элементов – «листьев» и «веточек».

23

История появления Полховско-Майдановской росписи.
Знакомство с традициями. Изучение простейших
элементов – «листьев» и «веточек».

24

Освоение элементов росписи - ягода, бутон. Построение
простейших композиций.

25

Освоение элемента росписи цветочек. Развитие детской
фантазии.

26

Освоение элемента росписи цветочек. Развитие детской
фантазии.

27

Освоение элемента росписи цветочек. Развитие детской
фантазии.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

27

28

Освоение традиционного элемента росписи – большой
майдановской розы.

29

Освоение традиционного элемента росписи – большой
майдановской розы.

30

Освоение традиционного элемента росписи – большой
майдановской розы.

31

Знакомство с некоторыми приёмами построения
цветочного узора на форме.

32

Знакомство с некоторыми приёмами построения
цветочного узора на форме.

33

Закрепление навыков изображения растительных
элементов, построение крупных букетов.

34

Закрепление навыков изображения растительных
элементов, построение крупных букетов.

35

Закрепление навыков изображения растительных
элементов, построение крупных букетов.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

28

36

Освоение традиционного элемента Майдановской
росписи – «птичка».

37

Освоение традиционного элемента Майдановской
росписи – «птичка».

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

Освоение элемента Майдановской росписи – «петушок»
38

39

Обработка деревянной поверхности. ТБ. Составление
эскиза.

40

Создание изделия по мотивам Полховско-майдановской
росписи на основе выполненного эскиза.

41

Создание изделия по мотивам Полховско-майдановской
росписи на основе выполненного эскиза.

42

Создание изделия по мотивам Полховско-майдановской
росписи на основе выполненного эскиза.

43

Лакирование выполненного изделия ТБ.
Текущий контроль.

Выставка

Тема 4. Северодвинская роспись 34 (8теория + 26практика) часа
29

44

Знакомство с художественными особенностями. И
техникой исполнения северодвинской росписи.

45

Растительные элементы Северодвинской росписи
(трилистники, ягодки, огурчики, цветы)

46

Растительные элементы Северодвинской росписи
(трилистники, ягодки, огурчики, цветы)

47

Поэтапное выполнение Северодвинских птиц (птица
сирин, курочка – кутюшка)

48

Поэтапное выполнение Северодвинских птиц (птица
сирин, курочка – кутюшка)

49

Геометрические мотивы в Северодвинской росписи,
особенности выполнения. Принцип построения
орнамента в полосе и круге.

50

Геометрические мотивы в Северодвинской росписи,
особенности выполнения. Принцип построения
орнамента в полосе и круге.

51

Геометрические мотивы в Северодвинской росписи,
особенности выполнения. Принцип построения
орнамента в полосе и круге.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

30

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

Эскиз доски по мотивам Северодвинской росписи.
52
Эскиз доски по мотивам Северодвинской росписи.
53

54

Обработка деревянной поверхности. ТБ. Выполнение
изделия по мотивам Северодвинской росписи

55

Обработка деревянной поверхности. ТБ. Выполнение
изделия по мотивам Северодвинской росписи

56

Эскиз круглой шкатулки по мотивам Северодвинской
росписи. Выполнение изделия в материале

57

Эскиз круглой шкатулки по мотивам Северодвинской
росписи. Выполнение изделия в материале

58

Эскиз круглой шкатулки по мотивам Северодвинской
росписи. Выполнение изделия в материале

59

Эскиз круглой шкатулки по мотивам Северодвинской
росписи. Выполнение изделия в материале

31

60

Лакировка выполненных изделий (доска, шкатулка). ТБ.
Текущий контроль.

2

Комбинированное
занятие.

Выставка

Тема 5. Подведение итогов пройденного материала 24 (8теория + 16практика) часа
2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

Составление эскизов по мотивам изученных росписей.
61
Составление эскизов по мотивам изученных росписей.
62
Составление эскизов по мотивам изученных росписей.
63
Составление эскизов по мотивам изученных росписей.
64
Обработка деревянной поверхности. ТБ.
65

66

67

Выполнение росписи на изделиях в различных
направлениях и мотивах
Выполнение росписи на изделиях в различных
направлениях и мотивах

32

68

Выполнение росписи на изделиях в различных
направлениях и мотивах

69

Выполнение росписи на изделиях в различных
направлениях и мотивах

70

Выполнение росписи на изделиях в различных
направлениях и мотивах. Лакировка выполненных
изделий (доска, матрёшка, шкатулка, декоративный
грибок). ТБ.
Промежуточная аттестация.

71

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

Итоговое занятие
72

Комбинированное
занятие.

Выставка

Всего за год 144 (44теория + 100практика) часа

33

Проверил:
___________________________

Утверждаю: Директор МБУ ДО «ДДТ»
И.А. Дурных
_________________________________________

Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Художественная обработка древесины. 1 ступень»
Календарный учебно-тематический план программы
2 год обучения

№

1.

2.

Дата

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации,
Тема
Кол-во часов
Форма занятия
входной, текущий
контроль
Вводное занятие. Знакомство с программой. Понятие
2
Беседа, практическая тест, опрос.
декоративно-прикладного искусства. Особенности и
работа
технология исполнения. Техника безопасности.
Входной контроль.
Мезенская роспись 46 (14теория + 32практика) часов
Комбинированное
1.1 Художественные особенности. Технология
занятие.
исполнения. Материалы и инструменты. Техника
2
безопасности.

3.

1.2 Основные элементы мезенской росписи (спираль
стихийка, звёздочки, пёрышко, скобочка, волна,
ромбик, штришок, капелька, косы). Правила
постановки руки и кисти.
Отрабатывание
приёмов
выполнения некоторых
элементов мезенской росписи (спираль стихийка,
звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок,

Комбинированное
занятие.
2

34

капелька, косы).
4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.
11.

12.

Отрабатывание
приёмов
выполнения некоторых
элементов мезенской росписи (спираль стихийка,
звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок,
капелька, косы).
1.3 Растительные мотивы мезенской росписи
(цветок, росток, дерево)
Выполнение растительных элементов мезенской
росписи: цветок, росток, дерево.
Выполнение растительных элементов мезенской
росписи: цветок, росток, дерево.
1.4 Мезенские птицы (уточка, лебедь, куропатка)
Правильное выполнение декоративных птиц в
традиционном стиле мезенской росписи.
Правильное выполнение декоративных птиц в
традиционном стиле мезенской росписи.
1.5 Животные в мезенской росписи (лошадки, олени,
лоси)
Выполнение животных в традиционном исполнении
мезенской росписи.
Выполнение животных в традиционном исполнении
мезенской росписи.
1.6 Геометрические мотивы в мезенской росписи,
особенности выполнения орнамента (сетка-квадрат,
сетка-ромб, сетка-ромб по диагонали)
Выполнение нескольких видов орнамента по мотивам
мезенской росписи.
Выполнение нескольких видов орнамента по мотивам
мезенской росписи.

2

2

2
2
2

2

2

Комбинированное
занятие.

Комбинированное
занятие.

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

2

2

Комбинированное
занятие.
35

1.7 Принцип построения орнамента в полосе
Выполнение построения орнамента в полосе.

2

14.

Выполнение построения орнамента в полосе.

2

15.

1.8 Принцип построения орнамента в круге
Выполнение построения орнамента в круге.
Выполнение построения орнамента в круге.

13.

16.
17.
18.

19.
20.

21.

22.
23.

1.9 Принцип построения орнамента в квадрате
Выполнение построения орнамента в квадрате.
1.10 Эскиз пасхального яйца по мотивам мезенской
росписи
Выполнение эскиза пасхального яйца по мотивам
мезенской росписи.
Выполнение эскиза пасхального яйца по мотивам
мезенской росписи.
1.11
Обработка
деревянной
поверхности.
Выполнение изделия « пасхальное яйцо » по мотивам
мезенской росписи на основе выполненного эскиза
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
1.12 Эскиз шкатулки по мотивам мезенской росписи
(круговая, квадратная, прямоугольная. Выбор
формы самостоятельный)
Выполнение эскиза шкатулки по мотивам мезенской
росписи.
Выполнение эскиза шкатулки по мотивам мезенской
росписи.
1.13
Обработка
деревянной
поверхности.
Выполнение изделия в материале. Техника

2
2
2

2

2

2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

Комбинированное
занятие.
2

2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
36

24.

безопасности при работе с ЛВЖ
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
1.14 Лакировка выполненных изделий.
Лакировка выполненных изделий.
1.15 Текущий контроль

2

Комбинированное
занятие.

выставка

Хохломская роспись – 44 (16теория + 28практика) часа
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

2.1
Художественные особенности. Технология
исполнения.
2.2
Основные элементы хохломской росписи
(травные кустики, орнаментальные полосы)
Выполнение элементов хохломской росписи.
2.3 Растительные мотивы в хохломской росписи по
дереву (клубничка, рябинка, смородина, крыжовник)
Выполнение растительных мотивов в хохломской
росписи.
2.4 Принцип построения орнамента в полосе
(верховое письмо)
Выполнение орнамента в полосе.
2.5 Принцип построения орнамента в круге (ветвь,
спираль). Фоновое письмо.
Выполнение орнамента в круге.
2.6 Эскиз деревянной ложки по мотивам хохломской
росписи
Выполнение эскиза деревянной ложки по мотивам
хохломской росписи.
2.7 Выполнение изделия в материале на основе
выполненного эскиза
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2
2
2
2
2
2
2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное

2

37

42.

2.8 Эскиз деревянного бочонка по мотивам
хохломской росписи
Выполнение эскиза деревянного бочонка по мотивам
хохломской росписи.
Выполнение эскиза деревянного бочонка по мотивам
хохломской росписи.
2.9 Выполнение изделия в материале, на основе
выполненного эскиза
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

43.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

44.

2

45.

2.10 Лакировка изделий (ложка, бочонок ). Техника
безопасности при работе с ЛВЖ
Лакировка выполненных изделий

46.

2.11 Текущий контроль

2

38.
39.
40.
41.

2
2
2
2
2
2

2

занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

выставка

Итоговая работа 52 (12 теория + 40 практика) часа

49.

3.1 Подведение итогов изученных росписей за 2 года
обучения. Технологии выполнения разных видов
росписей
3.2 Эскиз изделия по выбору учащихся
Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.
Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

50.

Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

51.

3.3 Выполнение изделия в материале на основе
выполненного эскиза
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

47.

48.

52.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное

2
2

38

2

занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.

2

Комбинированное
занятие.

53.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

54.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

55.

57.

3.4 Лакировка выполненного изделия. Техника
безопасности при работе с ЛВЖ.
Лакировка выполненного изделия.
3.5 Эскиз нового изделия по выбору учащихся
Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.
Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

58.

Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

59.
60.

3.6 Выполнение изделия в материале на основе
выполненного эскиза
Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

61.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

62.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

63.
64.

3.7 Лакировка выполненного изделия. Техника
безопасности при работе с ЛВЖ.
3.8 Эскиз нового изделия по выбору учащихся

65.

Выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

2

66.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

67.

3.9 Выполнение изделия в материале на основе
выполненного эскиза

56.

2
2
2
2

2
2

2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
39

68.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

69.

Перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

2

70.

3.10 Лакировка выполненного изделия. Техника
безопасности при работе с ЛВЖ.
Лакировка выполненного изделия.
Итоговая аттестация
Итоговое занятие

71.
72.

2
2
2

Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Комбинированное
занятие.
Выставка

40

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ
МАТЕРИАЛЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ (первый год обучения)
Форма – тестирование
Тест
1. Какие виды промыслов вы знаете?
А) Хохлома
Б) Городец
В) Гжель
Г) Оригами
2.Какими материалами вы пользуетесь для рисования по дереву?
А) Канва
Б) Деревянная заготовка
В) Холст
3.Какие инструменты применяются при росписи?
А) Кисти
Б) Карандаш
В) Зубная щетка
4.Какие цвета применяются в Хохломе?
А) Красный, желтый, зеленый, черный
Б) Серый, голубой
В) Бордовый, умбра
5.Какие техники рисования вы знаете?
А) Письмо под фон
Б) Верховое письмо
В) Строчное письмо
Ключ к тесту: №1А, Б, В; №2-Б,№3-А, Б, №4-А, №5-А,Б.
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл
Уровень
Высокий: 5 баллов;
Средний:4 балла;
Низкий: 3 балла.

41

МАТЕРИАЛЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ (второй год обучения)
Форма - тестирование
Тест
1. Родина Хохломы?
А) Нижний Тагил на Урале
Б) поселок Коверино город Семеново
В) село Исаклы Самарской области
2. Какие цвета используются в Хохломе?
А) черный, красный, желтый, зеленый
Б) оттенки синего и белого
В) разные цвета
3. Какой фон Хохломских изделий?
А) красный, зеленый
Б) черный, золотой
В) серый
4. Чем покрывались выточенные или вырезанные изделия?
А) лаком
Б) тончайшим слоем глины
В) смолой
5. Из какого дерева делают изделия?
А) дуб
Б) береза
В) липа
6. Какими красками расписывали Хохломские мастера?
А) маслеными
Б) акриловыми
В) темперными
7. Какой орнамент преобладает в Хохломской росписи?
А) животный
Б) сюжетный
В) растительный
8. Из чего выполнены Хохломские изделия?
А) металл
Б) глина
В) дерево
9. Городец это…
А) село в Самарской области
Б) город в Нижегородской области
в) деревня в Новгородской области
10. С чем связано рождение Городецкой росписи?
А) с производством прялочных донец
Б) с изготовлением игрушек
В) с производством посуды
11. Из чего сделаны Городецкие изделия?
А) из глины
Б) из металла
В) из дерева
12. Главным «героем» Городецкой росписи является?
А) девица
42

Б) конь-огонь
В) заяц
13. Самый распространенный цветок в городецкой росписи?
А) колокольчик
Б) ромашка
В) купавка
№14. Какие цвета используют Городецкие мастера?
А) черный, красный
Б) коричневый
В) разнообразные цвета
15. Гжель это …
А) населенный пункт
Б) река
В) большой район не далеко от Москвы
16. Какие цвета преобладают в гжельской росписи?
А) желтый, красный, черный
Б) оттенки синего, белый
В) разные
17. Какой краской расписывают изделия Гжельские мастера?
А) окисью кобальта
Б) темперными красками
В) масляными красками
18. Как называется Гжельская роза?
А) парашка
Б) агашка
В) красавка
19. Как называется печь, где обжигают изделия?
А) русская печь
Б) муфельная печь
В) доменная печь
20. Каким инструментом пользуются мастера художественной
росписи?
А) молотком
Б) ватными палочками
В) кисточками
Ключ к тесту: 1)б, 2)а, 3)а, б. 4)б, 5)б в, 6) а, 7)в, 8)в, 9)б, 10)а,
11)в, 12)б, 13)в, 14)в, 15)в, 16)б, 17)а, 18)б, 19) б, 20)в.
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл
Уровень
Высокий: 18-20 баллов;
Средний: 15-17 баллов;
Низкий: до 15 баллов.

43

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ, ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Форма - итоговая выставка работ по разделам программы; по окончании
обучения.
Цель выставки: оценка овладение учащимися уровня достижений по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Роспись по
дереву»
Сроки и место проведение выставки
Выставка проводится в учебной группе с 15 по 25 мая
Критерии оценок:
Художественный вкус-5 баллов;
Творческое выполнение работы - 5 баллов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5 баллов;
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов.

Контрольно-оценочный лист выставочного изделия
Ф.И.
обучающегося_______________________________________________________________
Техника декоративно-прикладного творчества______________________________________
Название изделия ______________________________________________________________
Дата____________________________

Художественный
вкус,
5 баллов

Критерии оценок / баллы
Творческое
Оригинальность и
выполнение работы,
новизна использования
материалов,
5 баллов
5 баллов

Качество
выполнений работы,
5 баллов

Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов.
Итог / уровень________________________________

44

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».