ДООП Творческая мастерская Ассорти

1

Пояснительная записка
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности «Мастерская «Умелые
руки»
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской
области.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти»
относится к художественной направленности.
Ознакомительный уровень программы
Актуальность программы.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных
эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами
творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать
для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать
свои творческие способности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлено на овладение обучающими необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных
предметов для школы и дома.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный
интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и
изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первого года
обучения предлагать обучающимся художественно-технические приемы изготовления
простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников
объектов труда.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что
под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют
интересующие их практические задания. Тематика, содержание, сложность и
трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей и
возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных
планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых
умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности,
которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности
школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда,
экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам,
приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими
универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны
(выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами
2

Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать
себя в нем.
Особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию,
развитию ребенка средствами декоративно-прикладного творчества, т. е. ребенок на всех
уровнях становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какоголибо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий,
порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не
того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на
качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований,
выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути
решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его.
Это способствует формированию у учащихся способности к планированию.
Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому
представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника,
позволяет ему познать радость труда.
Главная задача педагога, в том, что должна быть забота о развивающем характере
обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи состоит в том,
что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя
перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь,
если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он
учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса обучающихся к объектам труда, его
процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему
трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций
(бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела
программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на
собственный опыт и имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в
данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки
детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для
первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для
проведения праздничных утренников.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти,»
адресована детям 7-9 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой
ступени общего образования и характерных особенностей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании,
социальном признании и самовыражении;

3

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый
образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник
должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы решить
следующие задачи:
- освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения,
анализа, планирования и рефлексии);
- научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и продвижение в
разных видах деятельности;
- овладеть коллективными
формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения
собственных замыслов;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти»
рассчитана на 1 год, 36 недель, 9 месяцев обучения.
Формы обучения: очная.
Режим занятий:
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская
«Ассорти» предполагает общее количество 144 часа в год. Режим занятия программы 1
года обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей
средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с начальными сведения о видах декоративно-прикладного
творчества;
 познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их
выполнения;
 обучить законам и принципам создания композиции, и применению их на
практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративноприкладного творчества;
 научить технологическому процессу изготовления изделий и декорирования
их различными способами и приспособлениями;
Воспитательные:
4

 воспитание

у обучающихся гражданственности и любви к Родине, малой
Родине, через изучение народного творчества;
 воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности,
самостоятельности при работе с материалами и инструментами;
 воспитание чувства коллективизма, уважения к творчеству народных
мастеров; развит3ие у обучающихся навыков экологической культуры,
формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни;
Развивающие:
 развитие творческих возможностей обучающихся;
 развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления,
эстетического вкуса и чувства прекрасного.
3. Комплекс основных характеристик программы
Объем программы.
Общее количество учебных часов: 1 год 144 часа
Содержание программы.
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Беседа, ознакомление детей с особенностями программы. Техника безопасности во
время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике
безопасности.
Практика
Проведение входного контроля
1. Декоративное рисование. (28 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места.
Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего
места. Знание цветов и смешивание их. Соотношение предметов
Практика
Выполнение творческих работ по темам:
2. Работа с бумагой и картоном. (38 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места.
Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего
места. Знакомство с видами и свойствами бумаги и картона. Приемы и способы работы с
бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при
помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Оригами.
Симметричное вырезание из бумаги.
Практика
Изготовление настольных игрушек (но образцу); игрушек-марионеток (работа с
шаблонами); елочных гирлянд, игрушек и карнавальных масок; симметричное вырезание
из бумаги сложенных пополам; изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Текущий контроль
3. Работа с тканью. (30 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Знакомство с видами ткани; с
видами ручных швов («вперед иголка», «через край»). Знакомство с правилами работы с
иглой. Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с технологией
изготовления плоскостной мягкой игрушки.
5

Практика
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Изготовление мягкой плоскостной
игрушки. Текущий контроль.
4. Работа с пластилином. (20 часов)
Теория
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приёмы работы с пластилином. Пластинография. Основные приемы,
применяемые в пластинографии.
Практика
Лепка людей, животных, овощей (по образцу); пластилиновая аппликация на
картоне (по образцу); лепка по замыслу детей. Текущий контроль.
5. Работа с соленым тестом. (24 часа)
Теория
История возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины
(дымковская); керамика и керамические изделия (посуда, игрушки, свистульки).
Материалы и инструменты, применяемые в работе с соленым тестом. Технология
приготовления соленого теста. Правила сушки изделий. Декор изделий из соленого теста.
Практика
Изготовление сувениров, изготовление панно, работа по замыслу из соленого теста.
Текущий контроль.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация (2 часа)
Подведение итогов. Проведение итоговой аттестации. Выставка
3.2. Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты освоения программного материала обучения:
По окончанию 1 года обучения обучающиеся
Будут знать:
-Виды декоративно-прикладного творчества
-Техники декоративно-прикладного творчества
-- принципы создания композиции
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы,
кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными
инструментами;
- разновидность бросового материала;
Будут уметь:
-создание композиции и применять их на практике
-изготавливать изделия и декорировать их различными способами и
приспособлениями
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
- вышивать стежками «вперед иголка».
Владеют навыками:
- работа с ножницами.

6

4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Учебный план дополнительная общеразвивающей программы «Творческая
мастерская «Ассорти»
№
1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2
3.3
3.4

4
4.1
4.2
4.3
4.4

5
5.1

Учебный план 1 год обучения
Кол-во часов
Теория
Практика
Входное занятие. Входной
1
1
контроль.
Название разделов (тем)

Декоративное рисование
Декоративное рисование.
Рисование по мокрому «Ежик»
Декоративное рисование. «День
Рождения Деда Мороза»
Декоративное рисование.
Цветоведенье
Декоративное рисование.
Орнамент.
Декоративное рисование.
Восковой мелок+акварель
Рисование ватными палочками
Рисование по мокрому
«Воображариум»
Декоративное рисование.
«Елочный шар»
Работа с бумагой и картоном.
Знакомство с оригами.
Изготовление аппликаций.
Изготовление игрушек из бумаги.
Текущий контроль.

2

Всего
2

26
2

28
2

2

2

7

8

6

6

3

4

2
2

2
2

2

2

6
2
1
2
1

32
10
9
12
1

38
12
10
14
2

Работа с тканью.
Знакомство с видами швов
(«вперед иголка», «через край»).
Изготовление салфетки с
бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой
игрушки.
Текущий контроль.

5
1

25
2

30
3

1

5

6

2

17

19

1

1

2

Работа с пластилином
Лепка людей, животных, овощей
(по образцу).

2
2

18
7

20
9

1

1

Форма
аттестации
Тестирование
практическая
работа

выставка
творческих
работ

выставка
творческих
работ, защита
творческого
продукта

7

6

8

2
1
1
-

3
22
9
11
2

3
24
10
12
2

Итоговое занятие. Итоговая
аттестация.
Итого

1

1

2

17

127

144

выставка
творческих
работ, защита
творческого
продукта
Выставка.

май

14

март

18

февраль

14
4

апрель

Вводное занятие. Входной 2
контроль.
14
Декоративное рисование
Работа
с
бумагой
и
картоном.
Работа с тканью.
Работа с пластилином.
Работа с соленым тестом.
Текущий контроль.
Итоговая аттестация.
16

январь

Раздел/месяц

декабрь

4.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения

ноябрь

6

2

октябрь

5.3
6.
6.1
6.2
6.3

Пластилиновая аппликация на
картоне (по образцу).
Лепка по замыслу детей.
Работа с соленым тестом.
Изготовление сувениров.
Изготовление панно.
Текущий контроль.

сентябрь

5.2

8
10

12

18

2
14

2
12

16

2
12

2
18

18

16

12

16

16

4.3. Оценочные материалы
Виды контроля:
- входной;
- текущий контроль;
- итоговая аттестация.
Формы контроля:
- формы входного контроля: практическая работа.
- формы текущего контроля:
- итоговой аттестации определяются на основании содержания дополнительной
общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми результатами: в
письменной форме – тестирование; в устной форме - защита творческого продукта,
выставка; в практической форме - изготовление творческого продукта.
Системы оценивания, применяемые в МБУ ДО «ДДТ»
8

В МБУ ДО «Дом Детского Творчества» применяется 4-х уровневая система оценки
освоения учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена
обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании
навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения
программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".

разделов

Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более
1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Оценочные материалы: критерии оценивания работ на выставке, критерии оценивания
практической работы. (Приложение)
Сроки проведения итоговой аттестации – май месяц.
4.4. Методические материалы.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения
и навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесные
методы обучения; работа с книгой; метод наблюдения; исследовательские методы; метод
проблемного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на
занятиях: средств искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения:
упражнения; тренинг. Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов;
реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных
понятий, определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и
решение проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему; поиск ответов с
использованием «опорных» таблиц, алгоритмов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
9

Наглядный метод обучения:
наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
демонстрационные материалы: видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства:
- изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство;
- литература; музыка, театр, кино, радио и телевидение.
Методические материалы:
- раздаточный материал;
- инструкционные и технологические карты;
- образцы изделий.
5. Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на
одного обучающегося)
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления
1. Оборудование: учебные столы, стулья.
2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман,
калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон;
ткань, вата, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; клей ПВА, силикатный,
обойный, «Момент Кристалл»; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки
деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, шерстяная пряжа.
3. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры,
угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными
концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские
булавки, шило, крючок, шаблоны выкроек.

10

Список литературы.
Список литературы для детей и педагога:
1. Федорова В.И. Забавные поделки.сост. В.И.Федорова.- М.:Мой мир,2008.256с.:ил.
2. Соленное тесто: Москва, отпечатано в Латвии
3. Питер Грей. Полный курс рисования-М.:ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2011.304 с.:ил.
4. Вешкина Ольга. Декупаж. Креативная техника для хобби и
творчества.Ольга Вешкина - М.: эскимо,2009-62с.
5. Зайцева Анна Вышивка ленточками/сост. Анна Зайцева-М.:Эскимо,201452с.
6. Федько Е.Г. Милые сердцу безделушки/Серия «Стильные штучки».-Ростов
н/Д: Феникс, 2005.-224с.,илл.

11

Приложение 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Этот диагностический способ отследить динамику развития рисунка. Критерии
анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и
психологов.

Творческая

изобразительная

работа

определяется

художниками

по

следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры
исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций,
богатство цветоощущения. Работу можно считать творческой при наличии следующих
признаков:
1 Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое,
непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины
переживания ребенка.
2 Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность
изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность
изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего
переживания.
3 Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в
изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость,
наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
4 Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный
почерк в передаче движений.
5 Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно
темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот,
богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет
звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.
6 Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных
скидках на возраст.
По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в
творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это
нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская
работа теряет свою творческую ценность. Дополнительные факторы может дать
наблюдение за процессом работы ребенка над рисунком. Ребенок, не обладая багажом
знаний о законах построения композиции, интуитивно ее

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».