ДООП Народно - сценический танец

2

Содержание
1. Пояснительная записка - информационные материалы и литература………....4
Актуальность программы…………………………………………………………………...4
Педагогическая целесообразность……………………………………………………….....5
Отличительная особенность программы…………………………………………………...6
Адресат программы………………………………………………………………………….6
Срок освоение программы…………………………………………………………………..7
Цели и задачи программы………………………………………………………………...…7
2. Комплекс основных характеристик программы…………………………………….7
Объём программы…………………………………………………………………………....7
Содержание программы 1-й год обучения…………………………………………………7
Содержание программы 2-й год обучения…………………………………………………8
Содержание программы 3-й год обучения………………………………………………..10
Планируемые результаты…………………………………………………………………..11
3. Комплекс организационно – педагогических условий……………………………12
Учебный план 1 года обучения…………………………………………………………….12
Учебный план 2 года обучения…………………………………………………………….12
Учебный план 3 года обучения…………………………………………………………….13
Календарный учебный график …………………….………………………………………1.3
Оценочные материалы………………………………………………………………………15
Методические материалы…………………………………………………………………...16
Формы и методы организации занятий………………………………………………….....17
Условия реализации программы…………………………………………………………18
Список используемых информационных источников……………………………......18

3

1. Пояснительная записка
Иформационные материалы и литература
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народно –
сценический танец. 2-я ступень» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 09 2014 г. №1726-р);
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря
2018 года, включающем региональные проекты: «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «Цифровая образовательная среда»;
7. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного
образования детей» от 04.07.2014г. №41.
8. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народно –
сценический танец. 2-я ступень» разработана на основе программы «Народно сценический
танец» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств № 4 г. Томск.
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – базовый.
Значимость (актуальность)
Программа направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном,
художественно-эстетическом развитии;
• развитие и поддержку обучающихся, проявивших интерес и определенные способности к
художественному творчеству.
Актуальность программы.
Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями
развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного
образования способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
• удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественноэстетическом, нравственном развитии.
• формирование и развитие творческих способностей, выявление, развитие и поддержку
талантливых обучающихся;
4

•

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Дополнительной общеразвивающей программы «Народно-сценический танец2-я ступень»
обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это
объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского
школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения
хореографии, которая позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и
психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребѐнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям хореографического наследия.
В городах и сѐлах получили широкое развитие танцевальные коллективы художественной
самодеятельности, в которых народный танец является основным жанром народной
хореографии. Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного
творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение
народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению
технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет
кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические
данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату,
формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народносценический танец является источником высокой исполнительской культуры,- в этом его
значение и значимость. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена еѐ
актуальность.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования,
использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий,
формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус,
нравственность, а также пробуждение в учащихся стремления к прекрасному, интереса к
музыкальному и танцевальному творчеству; приобщение к физической культуре и здоровому
образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство с
танцевальной культурой, развитие образного мышления и воображения.
Отличительная особенность программы.
Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей программы
заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ.
Отличительной особенностью данной программы является комплексность. Комплекс
хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию,
организации, результатом педагогической деятельности: «Элементами народного танца»,
«Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном)
направлении.
Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение
традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий
обучающиеся получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца,
музыки, костюма, расширяют свой кругозор.
5

Разработанная программа является продолжением дополнительной общеразвивающей
программы «Хореография» и направлена на расширение и углубление у обучающихся знаний,
умений и навыков, на подготовку детей к самореализации в жизнедеятельности.
Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и
непрерывного обучения.
Программа реализует обучение в сотрудничестве с учителями других предметов и
осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач с учетом
новых программ и требований, реализуя комплексный подход к воспитанию.
Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Эта группа детей выделяется из общего количества обучающихся на основе результатов
знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие
высокого уровня развития своих способностей в хореографии.
А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные.
Обучающиеся данного уровня могут заниматься по индивидуальному учебнотематическому плану.
Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к
решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей
профессиональной деятельности.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа по «Народно – сценический танец 2 ступень» адресована детям 14 – 17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей общего
образования и характерных особенностей юношеского возраста.
В физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры,
продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке.
Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни.
Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться.
Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности,
жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной
нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших
классах.
Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях
каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую
нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто
невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством
рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд
педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский
писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями,
желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где
есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая,
непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает
вдумчивый воспитатель».
Срок освоение программы.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, 108 недели, 27 месяцев.
Форма обучения.
Очная
Режим занятий.
1 год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут.
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут.
3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут.
6

Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, расширение
кругозора, приобщение к культуре, традициям и обычаям разных народов, посредством
освоения народно-сценического танца.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с особенностями исполнения народно-сценического танца;
- научить основным движениям народно-сценического танца;
- научить пластической выразительности исполнения;
- научить владеть методикой и техникой исполнения движений;
- способствовать освоению манеры исполнения народно-сценических танцев.
Развивающие:
- развить физическую активность;
- укрепить опорно-двигательный аппарат;
- развивать устойчивость, гибкость, координацию и пластичность дви-жений;
- развивать музыкальный слух, память, внимание;
- развивать индивидуальные творческие способности;
- развивать умение импровизировать.
Воспитательные:
- воспитывать чувство стиля и формы народно-сценического танца;
- воспитывать нравственные качества, трудолюбие;
- воспитывать коммутативные качества;
- выработать сценическую культуру танцевального и музыкального народного творчества;
- способствовать оздоровлению обучающихся через систему движений.
2. Комплекс основных характеристик программы.
Объём программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 648 часов. 1 год обучения 216 часов и 2 год обучения
216 часов, 3 год обучения 216 часов.
Содержание программы.
1-й год обучения
На первом году обучения второй ступени впервые изучается бурятский танец. Следует
обратить особое внимание, что дети будут заниматься творческой работой. В конце учебного
будет поставлена хореографическая постановка «Приветствие Байкала».
Раздел 1. Вводное занятие - 4 часа
Вводное занятие. Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу.
Раздел 2. Входной контроль – 2 часа
Раздел 3. Упражнения у станка – 44 часа
Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с добавлением
следующих упражнений.
1. Flic-flac:
a) со скачком;
б) с tombee.
2. Выстукивающие движения, например:
а) дробь;
б) обратная дробь.
3. Pas tortilla:
а) с двойным поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы и
с прыжком на
опорной ноге;
7

б) с двойным ударом стопы.
4. Подготовка к «верёвочке» со скачком.
5. «Верёвочка» - обратная.
6. Упражнения для бедра с прыжком.
7. Battement fondu на 90 градусов.
8. Battement fondu tirbouchone.
9. Grand battement jete с увеличенным размахом работающей ноги.
10. Присядка с выбросом ног в стороны, на каблук и на воздух.
11. Присядка с продвижением в сторону.
Раздел 4. Упражнения на середине зала – 26 часов
1. Комбинирование отдельных движений, пройденных у станка, для развития техники
танца.
2. Пируэты и повороты в народно-характерном танце.
Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа
Раздел 6. Элементы русского танца – 36 часов
1. Ход с отбросом ноги назад.
2. Дробные ходы, например:
а) с двойным ударом стопы;
б) с ударом каблука и полупальцев;
в) с подскоком;
г) с продвижением вперед и в сторону.
3. «Верёвочка» с переступанием.
4. «Ключи».
Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.
Раздел 7.Элементы бурятского танца – 70 часов
1. Культура бурятского народа
2. Поисковая работа на тему культура бурятского народа
3. Костюмы бурятских танцев
4. Бурятский костюм, моего видения
5. Основных элементов бурятского танца
6. Поклона
7. Положения рук и ног
8. Основных ходы
9. Работа рук с платком
10. Хореографическая постановка «приветствие Байкала»
Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 28
часов
В данном разделе обучающиеся соединяют танцевальные элементы в этюд, после этого в
танец. Отрабатывают каждое движение, каждый элемент в танце. Готовятся к выступлениям на
концертах и участия в различных конкурсах и фестивалей.
Раздел 9. Промежуточная аттестация – 2 часа
Раздел 10. Итоговое занятие – 2 часа
Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется
из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Итоговая диагностика.
Закончив концерт, нужно провести его обсуждение с родителями и представителями
администрации. Обсуждение с обучающимися лучше всего проводить на следующем занятии.

танца.

Содержание программы.
2-й год обучения
Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности

Более сложные этюды и комбинации, основанные на пройденном материале. Ускорение
темпа и усложнение ритмического рисунка, увеличение количества упражнений и комбинаций,
тренирующих технику танца.
8

Раздел 1. Вводное занятие - 4 часа
Вводное занятие. Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу.
Раздел 2. Входной контроль – 2 часа
Раздел 3. Упражнения у станка – 36 часов
Пройденные в предыдущих годах упражнения в более сложных комбинациях, темпах и
ритмических рисунках. Добавляются:
1. Flic-flac со скачком и переступанием.
2. Усложненные упражнения на выстукивание.
3. Опускание на подъём и переход с одной ноги на другую.
4. «Веер» на полу с double- flic.
5. Battement jete balancoir.
6. Усложненные упражнения для гибкости корпуса.
Раздел 4. Упражнения на середине зала – 32 часа
Большие развёрнутые этюды и танцевальные комбинации на основе пройденного
материала, развивающие технику и выразительность характерного танца. Специальные
комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для девочек) и технически сложные
комбинации, построенные на прыжках, вращениях, присядках (для мальчиков).
Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа
Раздел 6. Русский танец, областные особенности – 44 часа
Основы русского народно-сценического танца (фольклорный танец). Знакомство с
областными особенностями.
1. Дробные комбинации.
2. Веревочки: в такт, затакт, синкопированные, с выведением ноги вперед и в сторону.
3. Переборы.
4. Основные шаги по областным особенностям.
Материал для мальчиков (русский народный танец)
1. Хлопушечные ключи.
2. Присядки:
3. « Разножка» вперёд- назад с поворотом на 180.
4. Комбинации с присядками.
5. Pas de basgue.
Раздел 7. Элементы итальянского танца – 56 часа
Знакомство с музыкальным материалом, характером, манерой исполнения итальянских
народных танцев. Костюмы. Просмотр танцев (видео).
1. Основные положения рук.
2. Поклоны.
3. Два вида хода: 1.ballone вперед; 2. emboite вперёд, назад.
4. Pas de basgue.
5. Прыжки на arabesgue.
6. Выбрасывание ноги с каблука на носок.
7. Pas echappe с tirbouchone.
8. Навыки обращения с тамбурином.
9. «Веер» (разучивается у станка).
Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 38
часов
В данном разделе обучающиеся соединяют танцевальные элементы в этюд, после этого в танец.
Отрабатывают каждое движение, каждый элемент в танце. Готовятся к выступлениям на
концертах и участия в различных конкурсах и фестивалей.
Раздел 9. Промежуточная аттестация – 2 часа
Раздел 10. Итоговое занятие – 2 часа
Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется
из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Итоговая диагностика.
Закончив концерт, нужно провести его обсуждение с родителями и представителями
администрации. Обсуждение с обучающимися лучше всего проводить на следующем занятии.
9

Содержание программы.
3-й год обучения
Новые упражнения у станка исполняются в чистом виде, в дальнейшем составляются
несложные комбинации. Музыкальное сопровождение из проученного танцевального
материала.
Продолжается знакомство с особенностями русского танца. Усложнённая работа над
пластичностью рук с корпусом; усовершенствование техники танца, работа над манерой и
координацией.
Раздел 1. Вводное занятие - 4 часа
Вводное занятие. Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу.
Раздел 2. Входной контроль – 2 часа
Раздел 3. Упражнения у станка – 36 часов
Значение комбинаций у станка. Методика исполнения элементов экзерсиса.
1. Demi – plie и grand – plie (по всем выворотным и прямым позициям, плавное и
отрывистое).
2. Battements tendu с поворотом бедра.
3. Flic – flac (упражнение свободной стопой).
4. Упражнение на выстукивания:
1. «Дробь»;
2. Обратная «дробь».
1. Pas tortille одинарное с поворотом стопы, с подъемом на п/п.
2. Характерный rond de pied par terre с поворотом стопы опорной ноги.
3. Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги.
4.Подготовка к «веревочке» с прыжком на опорной ноге.
5. «Веревочка».
6. Опускание на калено.
7. Подготовка к «голубцу».
8. Grand battement developpe (плавное).
9. Grand battement jete на полной стопе (et plie).
10. Por de bras в характерах.
Раздел 4. Упражнения на середине зала – 32 часа
Большие развёрнутые этюды и танцевальные комбинации на основе пройденного
материала, развивающие технику и выразительность характерного танца. Специальные
комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для девочек) и технически сложные
комбинации, построенные на прыжках, вращениях, присядках (для мальчиков).
Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа
Раздел 6. Русский танец, областные особенности – 48 часа
Знакомство с музыкальным материалом, характером, манерой исполнения русского
танца по областям. Костюмы. Просмотр танцев (видео).
Основные ходы и положения рук танцев народов Сибири на примере танцев
«Восьмёра», «Сибирский лирический» по выбору педагога.
1. Поклоны.
2. Ходы: 1. На высоких п/п; 2. С каблука; 3. «Сибирский».
3. Положение рук «калачиком».
4. Поклоны. Этюдная работа.
Материал для мальчиков (русский народный танец).
1. Подготовка к трюкам, трюки.
2. «Ползунок» вперёд.
3. «Присядка метёлочка».
4. «Качалочка».
5. Присядка с прыжком.
6. Присядка боковая.
7. В комбинациях присядки и хлопушки.
10

Раздел 7. Элементы татарского танца – 52 часа
Знакомство с музыкальным материалом, характером, манерой исполнения татарских
народных танцев. Костюмы. Просмотр танцев (видео). 1. Основные положения рук.
2. Поклоны.
3.Основной ход. –
4.Мужской ход на каблуке.
5. «Бишек».
6. Ход с каблука.
7. «Брма».
8. Боковой ход с разворотом стопы.
9. Бег с ударом полупальцами сзади.
10. Этюдная работа.
Элементы татарского танца, на усмотрение педагога, можно заменить элементами танцев
народов поволжья: башкирским, калмыкским.
Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 36
часов
В данном разделе обучающиеся соединяют танцевальные элементы в этюд, после этого в танец.
Отрабатывают каждое движение, каждый элемент в танце. Готовятся к выступлениям на
концертах и участия в различных конкурсах и фестивалей.
Раздел 9. Промежуточная аттестация – 2 часа
Раздел 10. Итоговое занятие – 2 часа
Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется
из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Итоговая диагностика.
Закончив концерт, нужно провести его обсуждение с родителями и представителями
администрации. Обсуждение с обучающимися лучше всего проводить на следующем занятии.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
 знать особенности бурятского танца;
 знать особенностями итальянского танца;
 знать областные особенности народно – сценического танца4
 знать особенности стиля и характера русских и белорусских танцев;
 знать методику исполнения элементов у станка и на середине зале;
 знать основные ходы и положения рук танцев народов Сибири;
 Знать особенности татарского танца.
Обучающиеся должны уметь:
 уметь выполнять в более быстром темпе сложные комбинации у станка;
 уметь выполнять более сложные комбинации у станка и на середине зала;
 уметь выполнять пируэты и повороты в народно – характерном танце;
 уметь работать над творческой работой;
 уметь выполнять танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале;
 уметь исполнять хореографическую постановку «Приветствие Байкала»;
 уметь выполнять комбинации и этюды итальянского танца;
 уметь исполнять новые движения у станка;
 уметь выполнять основные ходы и положения рук танцев народов Сибири;
 уметь выполнять комбинации и этюды татарского танца.
Личностные - готовность обучающихся целенаправленно использовать знания по народносценической хореографии в повседневной жизни, способность характеризовать собственные
знания по предмету, формировать устойчивый интерес к салонному танцу, во всём его
многообразии.
Метапредметные - формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения,
принятых в обществе, развитие эстетического и художественного вкуса у детей, развитие
11

образного мышления, развитие дисциплинированности и трудолюбия, формирование волевых
качеств, развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса.
Предметные - овладение теоретическими знаниями в области народно-сценического танца,
освоение техники, стиля и манеры исполнения народной хореографии, формирование навыков
координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом, развитие таких
данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц,
музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность, развитие физической
выносливости.

№

3. Комплекс организационно – педагогических условий.
Учебный план 1 года обучения.
Название разделов, тем.
Количество часов
Всего

теория

практика

1.
2.

Вводное занятие
Входной контроль

4
2

4
2

3.
4.
5.

Упражнения у станка
Упражнения на середине зала
Текущий контроль

44
26
2

44
26
2

6.
7.
8.

Элементы русского танца
Элементы Бурятского танца
Работа над этюдами,
построенными на материале
танцев разных народов
Промежуточная аттестация

36
70
28

Итоговое занятие
Итого

2
216

9.
10.

№

3
14

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Практические
задания
Практические
задания

33
56
28
Отчетный
концерт

2

2

2
199

17

Учебный план 2 года обучения.
Название разделов, тем.
Количество часов
Всего

теория

практика

1.
2.

Вводное занятие
Входной контроль

2
2

2
2

3.
4.
5.

Упражнения у станка
Упражнения на середине зала
Текущий контроль

36
32
2

36
32
2

6.
7.
8.

44
56
38

9.

Элементы русского танца
Элементы итальянского танца
Работа над этюдами,
построенными на материале
танцев разных народов
Промежуточная аттестация

2

2

10.

Итоговое занятие

2

2

12

6
6

Форма
промежуточ
ной
(итоговой)
аттестации
Практическ
ие задания
Практическ
ие задания

38
48
38
Отчетный
концерт

Итого
№

216

Название разделов, тем.

12

204

Учебный план 3 года обучения.
Количество часов
Всего

теория

практика

1.
2.

Вводное занятие
Входной контроль

4
2

3.
4.
5.

Упражнения у станка
Упражнения на середине зала
Текущий контроль

36
32
2

6
2

30
30
2

6.
7.
8.

Элементы русского танца
Элементы татарского танца
Работа над этюдами,
построенными на материале
танцев разных народов
Промежуточная аттестация

48
52
36

4
6

44
46
36

2

2

Итоговое занятие
Итого

2
216

2
198

9.
10.

4
2

18

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Практические
задания
Практические
задания

Отчетный
концерт

Раздел 2. Входной
контроль
Раздел 3. Упражнения у
станка
Раздел 4. Упражнения
на середине зала
Раздел 5. Текущий
контроль
Раздел 6. Элементы
русского танца
Раздел 7. Элементы
Бурятского танца
Раздел 8. Работа над
этюдами, построенными
на материале танцев

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел 1. Вводное
занятие

сентябрь

Раздел/месяц

Всего часов
по разделу

Календарный учебный график 1-го года обучения

4

4

2

2

18

20

4
12

24

44

14

26

2

2

12

36

12
8

2

8

16
8

13

26

8

70

12

28

разных народов

24

24

26

20

24

24

2

2

2

26

24

216

Всего часов
по разделу

24

2

май

Раздел 9.
Промежуточная
аттестация
Раздел 10. Итоговое
занятие

Календарный учебный график 2-го года обучения.

Раздел 2. Входной
контроль
Раздел 3.
Упражнения у
станка
Раздел 4.
Упражнения на
середине зала
Раздел 5. Текущий
контроль
Раздел 6. Элементы
русского танца
Раздел 7. Элементы
итальянского танца
Раздел 8. Работа над
этюдами,
построенными на
материале танцев
разных народов
Раздел 9.
Промежуточная
аттестация
Раздел 10. Итоговое
занятие

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел 1. Вводное
занятие

сентябрь

Раздел/месяц

2

2

2

2

18

2

18

2

14

24

36

14

2

2

20

44

4

10

10

24

24

32

10

26

14

24

26

14

20

24

24

26

6

56

14

38

2

2

2

2

24

216

Раздел 2. Входной
контроль
Раздел 3.
Упражнения у
станка
Раздел 4.
Упражнения на
середине зала
Раздел 5. Текущий
контроль
Раздел 6. Элементы
русского танца
Раздел 7. Элементы
татарского танца
Раздел 8. Работа над
этюдами,
построенными на
материале танцев
разных народов
Раздел 9.
Промежуточная
аттестация
Раздел 10. Итоговое
занятие

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел 1. Вводное
занятие

сентябрь

Раздел/месяц

4

4

2

2

18

18

2

16

36

14

32

2
20

2

24

8
2

8

24

Всего часов
по разделу

Календарный учебный график 3-го года обучения

24

4

24

52
12

26

12

26

20

24

24

26

8

48

12

36

2

2

2

2

24

216

Оценочные материалы.
Оценка качества реализации программы «Народно -сценического танец. 1-я ступень»
включает в себя:
 Входной контроль;
 Текущий контроль;
 Промежуточная аттестация
 Итоговая аттестация.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках,
концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотра, концерта в конце каждого
учебного года.
Контрольные уроки в рамках текущей аттестации проводятся в конце каждой четверти в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
15

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра. По итогам про-смотра выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на контрольном уроке просмотре выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения;
4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном);
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая
техническая подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения изученных
движений и т.д.;
2
Комплекс недостатков являющийся следствием нерегулярных
(«неудовлетворительно») занятий, невыполнение программы учебного предмета
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.
 Диагностические карты
 Оценочные карты контрольных уроков
 Протокол экзамена
При выведении переводной оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка на просмотре;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждого месяца учебного года.
Методические материалы.
 специальная литература по хореографии;
 фонотека;
 видеотека;
 тематические папки «История хореографии», «Классический танец».
 сценарные разработки праздников, игровых программ и т.д.;
Видеоматериал:
1. DVD-disk. Мастер-класс. В.Шершнёв «От ритмики к танцу».
2. DVD-disk. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения
народного танца».
3. DVD-disk. Мастер-класс. Жулаева Зульфия «Детский современный танец».
Интернет-ресурсы:
www.horeograf.com
www.narodko.ru
http://dancehelp.ru
Темы для бесед: «Одежда для занятий». «Необходимость регулярного посещения занятий».
«Здоровье и занятия хореографией». «Занятия хореографией и формирование осанки».
«Упражнения для улучшения гибкости шеи». «Специальные упражнения для исправления
осанки и развития силы ног». «Упражнения для растяжки и формирования танцевального
шага». Консультации по поводу движений, разучиваемых на занятии. Помощь родителей в
изготовлении элементов костюмов к праздникам. Помощь родителей в сопровождении детей на
концерты и конкурсы. Консультации по поводу дополнительных занятий в домашних условиях.
16

Формы и методы организации занятий.
Основные методы работы педагога-хореографа на уроке:
 Метод показа движений;
 Словесный метод (беседа, лекция, диалог обучающихся с преподавателем);
 Наглядный метод (показ видеоматериала, иллюстраций);
 Опытно-практический метод (разучивание, работа с упражнениями, тренинги);
 Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, рассказ, замечание, анализ);
 Метод повторения;
 Импровизационный метод;
 Проектно-конструктивный метод;
 Концентрический соревновательный метод;
 Метод упрощения;
 Метод идеомоторной тренировки.
Методы показа и объяснения, являются главными проводниками требований
преподавателя обучающимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная
роль. Функции показа и объяснения изменяются на разных этапах обучения. На конечном этапе
обучения показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими
этапами. Два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных
моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе
напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.
При применении объяснительно-иллюстративного метода, используются аудио и
видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого учебного материала, помогающие
увидеть обучающимся конечный результат. Этот метод рекомендуется использовать на
начальном этапе обучения. На следующем этапе, происходит нацеливание на творческий
подход к изучению заданий, и это даёт возможность им найти свой стиль. Методический показ
не может обойтись без словесного метода.
Импровизационный метод помогает детям раскрепоститься, обрести внутреннюю
свободу и уверенность.
Проектно-конструктивный метод формирует навыки исследования, активирует их
мыслительную деятельность, способствует применению полученных знаний, умений, навыков
на практике.
Целостный метод используется при обучении несложным движениям, когда
обучающиеся могут воспроизвести движение или небольшую танцевальную комбинацию
полностью.
Метод упрощения, метод разучивания по частям при обучении сложного движения.
Чтобы активировать детей, применяют соревновательный метод с установкой на лучшее
исполнение.
Метод идеомоторной тренировки, запоминание упражнения с помощью представления.
Формы занятий: учебные и практические занятия.
Практические занятия проходят в группах.
• основные формы занятий: тематические, комбинированные, репетиционные занятия,
концерты, соревновательные и игровые занятия, конкурсы, лекции, тематические программы,
праздники, видео и мультимедиа занятия
• основной формой учебного процесса в танцевальном коллективе остаются занятия:
репетиционные, коллективные занятия, на которых учащиеся практически осваивают и
закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и
учащихся коллектива.
Процесс обучения в хореографическом коллективе основывается на общепедагогических
принципах дидактики:
 активности;
 единства теории и практики;
 наглядности;
 доступности;
17

 систематичности;
 прочности усвоения знаний.
Формы занятий:
Индивидуально-групповая форма занятий. В хореографических классах используются
групповые формы работы, которые предполагают совместное творчество. Учебная группа
делится на подгруппы (мужской класс, женский класс) для решения и выполнения конкретных
задач при изучении мужской и женской лексики той или иной народности. Для изучения
этюдов подгруппы собираются вместе. В процессе обучения так же используются
индивидуальные занятия.
Формы и методы работы преподавателей включают в себя использование
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, соблюдение индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся.
Виды занятий:
 Урок;
 Мастер-классы;
 Концерты;
 Творческие отчёты;
 Конкурсы
Каждое занятие включает:
 организационную часть,
 разминку,
 экзерсис у станка,
 ритмические упражнения,
 партерный экзерсис,
 подведение итогов занятия,
 проветривание помещения.
Иные компоненты
Условия реализации программы.
- Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения;
- деревянный и некрашеный настил пола;
- специальные станки;
- аудио-видеоаппаратура, компьютер;
- сценические костюмы;
- специальная тренировочная одежда и обувь для обучающихся.
Список используемых информационных источников
Основная литература:
1. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 1999
2. Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. - Орел, «Труд», 1999,1
том; 2 том - Орел, 2004 3
3. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
4. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
5. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
6. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения и
комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос,
2005.
9. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. -М: Владос, 2004.
10. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая
разработка для студентов хореографического отделения.- СПб, 1999.
18

11. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Второй год обучения: методическая разработка
для студентов хореографического отделения.- СПб, 2004.
Дополнительная литература
1. Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
2. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
3. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. - Самара: СГУ,1992
4. Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: № 1
5. Корлева З. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
6. Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. - Кишинев,1967
7. Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
8. Мальми В. Народные танцы Карелии. - Петрозаводск, 1977
9. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
10. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
11. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
12. Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
13. Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970
14. Звягин Д.Е. Белорусские народные танцы: методическая разработка для студентов
хореографического отделения.- СПб, 2004.
15. Звягин Д.Е. Венгерский народный танец: методическая разработка для студентов
хореографического отделения.- СПб, 2004.
16. Звягин Д.Е. Польские танцы: методическая разработка для студентов хореографического
отделения. - СПб, 2000.
17. Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов
хореографического отделения. - СПб, 2003.

19

20

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».