ДООП Мастерская Умелые руки

Содержание
Титульный лист программы

1

Пояснительная записка

3

1. Комплекс основных характеристик программы

6

1.1. Содержание программы

6

1.2. Планируемые результаты

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

12

2.1. Учебный план 1 года обучения

12

2.2. Учебный план 2 года обучения

13

2.3. Учебный план 3 года обучения

15

2.4. Учебный план 4 года обучения

16

2.5. Календарные учебные графики

17

2.6. Оценочные материалы

19

2.7. Методические материалы

19

3. Иные компоненты.
3.1. Условия реализации программы.
Список литературы.
Приложение 1

21
21
22
23

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» разработана на
основе программы «Студия декоративно-прикладного творчества» авторы составители
Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В.Воробьева. Волгоград: «Учитель», 2008г. – 250с.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
3. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных программ в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» относится к
художественной направленности.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы.
Программа дополнительного образования актуальна, поскольку является комплексной,
вариативной, предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Интеграция нескольких направлений деятельности, что позволит детям овладеть различными
техниками декоративно-прикладного творчества.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлено на овладение обучающими необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для
школы и дома.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к
конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению
изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первого года обучения предлагать
обучающимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом
нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим
руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их
практические задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны
подбираться с учетом возрастных особенностей и возможностей обеспечения их всем
необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и
навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые
расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое
значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов,
бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими
универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки)
для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
3

Особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию,
развитию ребенка средствами декоративно-прикладного творчества, т. е. ребенок на всех уровнях
становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать
последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой
незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все
это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных
требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути
решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это
способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование
предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка
операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главная задача педагога, в том, что должна быть забота о развивающем характере обучения,
заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно
постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать
занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не
получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым,
мастером.
Для повышения и поддержания интереса обучающихся к объектам труда, его процессам и
результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад
или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы.
Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и
имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе. В программу
включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие
политехнический кругозор детей.
Разрешается взаимопосещаемость детей между группами, занятия могут посещать дети с
ОВЗ и инвалиды, в этом случае обучающиеся работают по индивидуальным заданиям.
Программой предусматривается индивидуальная работа с детьми, подготовка к выставкам,
научно-практическим конференциям и т.д, в это время на занятия приглашаются обучающиеся в
индивидуальном порядке.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских
работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в
качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление
зала для проведения праздничных утренников.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» адресована
детям 7-12 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой ступени общего
образования и характерных особенностей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и
являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;

4

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник
должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы решить следующие
задачи:
- освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения,
анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их
решения;
- научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и продвижение в разных
видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными
навыками;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные
нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» рассчитана на 4
года, 144 недели, 36 месяцев обучения.
Формы обучения: очная.
Режим занятий:
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки»
предполагает общее количество часов 576 в год. Режим занятия программы 1-й, 2-й, 3-й, 4-й год
обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами
народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с начальными сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
 познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их выполнения;
 обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при
разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
 обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
 научить технологическому процессу изготовления изделий и декорирования их
различными способами и приспособлениями;
Воспитательные:
 воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине, малой Родине, через
изучение народного творчества;
5

 воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности при
работе с материалами и инструментами;
 воспитание чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров; развитие у
обучающихся навыков экологической культуры, формирование осознанной потребности в
здоровом образе жизни;
 подготовка к сознательному выбору своего места в жизни, помощь в самоопределении.
Развивающие:
 развитие творческих возможностей обучающихся, формирование технического мышления
и конструкторских способностей;
 развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, эстетического
вкуса и чувства прекрасного.

1. Комплекс основных характеристик программы
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы всего: 576 учебных часов: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа, 3 год 144 часа,
4 год 144 часа.
1.1. Содержание программы.
Содержание программы первый год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Беседа, ознакомление детей с особенностями творческого объединения.Требования к
поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение
правил по технике безопасности.
Практика
Проведение входного контроля.1. Работа с бумагой и картоном. (58 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места. Подготовка
рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Знакомство с
видами и свойствами бумаги и картона. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной
работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием,
соединение деталей изделия при помощи клея. Оригами. Симметричное вырезание из бумаги.
Практика
Изготовление настольных игрушек (но образцу); игрушек-марионеток (работа с шаблонами);
елочных гирлянд, игрушек и карнавальных масок; симметричное вырезание из бумаги сложенных
пополам; изготовление поздравительных открыток (по образцу). Текущий контроль
2. Работа с тканью. (48 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Знакомство с видами ткани; с видами
ручных швов («вперед иголка», «через край»). Знакомство с правилами работы с
иглой. Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с технологией изготовления
плоскостной мягкой игрушки.
Практика
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Изготовление мягкой плоскостной
игрушки. Текущий контроль.
3. Работа с бросовым материалом. (18 часов)
Теория

6

Знакомство с бросовым материалом. Материалы и инструменты используемые для работы.
Разновидность бросового материала. Требования к бросовому материалу. Схожесть форм
материала и технических объектов. Понятие о конструировании.
Практика
Конструирование дома для сказочных героев; игрушек из прямоугольных коробок;
изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, банок. Текущий контроль.
4. Работа с пластилином. (16 часов)
Теория
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приёмы работы с пластилином. Пластинография. Основные приемы, применяемые в
пластинографии.
Практика
Лепка людей, животных, овощей (по образцу); пластилиновая аппликация на картоне (по
образцу); лепка по замыслу детей. Текущий контроль.
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация (2 часа)
Подведение итогов. Проведение промежуточной аттестации. Выставка.
Содержание программы второй год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Содержание
обучения на втором году обучения.
Практика. Проведение входного контроля.
Работа с природным материалом. (14 часов)
Теория
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. Виды природных материалов.
Правила сбора, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Подготовка
природного материала к работе, приемы и способы работы. Правила работы с природным
материалом.
Практика
Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек.
Работа по замыслу детей. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Текущий
контроль.
Работа с бумагой и картоном. (40 часов)
Теория
Виды и свойства бумаги и картона. Организация рабочего места. Подготовка рабочего
места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Приемы и способы
работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с техникой папье-маше.
Виды техник папье-маше. Технология выполнения объемной массы в технике папье-маше.
Знакомство с техникой изонить. Технология заполнения в технике «изонить», угол, квадрат, овал.
Составление композиции из геометрических форм для выполнения в технике «изонить».
Практика
Изготовление игрушек-сувениров, аппликаций елочных игрушек, карнавальных масок,
поздравительных открыток, работа с шаблонами, папье-маше, «изонить». Текущий контроль.
Работа с тканью, мехом. (40 часов)
Теория
Общее понятие о стиле и стилевом единстве. Устойчивые особенности изображения
элементов и их взаимосвязь. Представление о приемах стилизации в бытовых вещах. Применение
различных видов текстильного материала для изготовления мягкой игрушки. Правила кроя.
Простейшая терминология при ручных работах. Ручные швы, применяемые при изготовлении
7

мягких игрушек. Технология изготовления полу объёмной игрушки. Наполнитель для мягкой
игрушки.
Практика
Изготовление полу объёмной мягкой игрушки, изготовление сувениров. Изготовление
игрушек-сувениров из фетра. Текущий контроль.
Работа с соленым тестом. (32 часа)
Теория
История возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская);
керамика и керамические изделия (посуда, игрушки, свистульки). Материалы и инструменты,
применяемые в работе с соленым тестом. Технология приготовления соленого теста. Правила
сушки изделий. Декор изделий из соленого теста.
Практика
Изготовление сувениров, изготовление панно, работа по замыслу из соленого теста. Текущий
контроль.
Работа с бросовым материалом. (14 часов)
Теория
Материалы и инструменты используемые в работе с бросовым материалом. Виды бросового
материала. Техника безопасности при работе с разными материалами и инструментами.
Требования к готовому изделию. Понятие о масштабе.
Практика
Изготовление сувениров. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок, из
пластмассовых бутылок, банок Текущий контроль..
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация (2 часа)
Подведение итогов. Проведение промежуточной аттестации. Выставка.
Содержание программы третий год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Содержание
обучения на третьем году обучения.
Практика
Проведение входного контроля
Работа с бумагой и картоном. (52 часов)
Теория
Правила безопасной работы с канцелярским ножом, плоскогубцами, кусачками, бумагой,
картоном Приемы и способы работы с бумагой. Конструирование изделий из картона и бумаги.
Профессия строитель. Использование в работе креповой бумаги, ее свойства. Технология
изготовление объемных цветов из креповой бумаги. Силуэтное вырезание, материалы и
инструменты. Технология изготовления изделий (открыток, панно, тоннель) в технике силуэтное
вырезание. Материалы, инструменты, применяемые при изготовлении каркаса для игрушек в
технологии папье-маше. Технология изготовления объемных игрушек в технологии папье-маше.
Правила золотого сечения. Использование различных материалов для оформления работ.
Практика
Конструирование из бумаги, силуэтное вырезание, изготовление цветов из креповой бумаги,
изготовление игрушек на каркасе в технике папье-маше. Изготовление каркаса, соблюдение
пропорций при изготовлении изделия. Текущий контроль
Работа с тканью, мехом. (46 часов)
Теория
Технология создания объемной мягкой игрушки. Моделирование выкройки основы, при
изготовлении мягкой игрушки. Шарнирное соединение деталей. Правила симметрии при
расположении элементов на мордочке игрушки.
8

Практика
Изготовление объемной мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров. Игрушки из
фетра. Текущий контроль
Работа с атласными лентами. (22 часа)
Теория
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Что
такое «Канзаши»? История развития «Канзаши». История, виды канзаши. Разновидность форм
лепестков: круглые, острые, двухцветные. Основные приемы выполнения. Сборка цветка из
лепестков. Георгиевская лента, ее значение для русского народа.
Практика
Изготовление заколок для волос и броши в технике канзаши. Георгиевская лента ко Дню
Победы. Текущий контроль
Работа с фоамираном. (20 часов)
Теория
Знакомство с новым материалом, его свойствами, разновидностью. Материалы, инструменты
и приспособления для работы с фоамираном. Основные приемы работы с фоамираном. Изделия
выполненные из фоамирана. Технология изготовления цветов из фоамирана. Техника
безопасности при работе с утюгом, термопистолетом.
Практика
Изготовление магнитов, заколок для волос, изготовление простого цветка. Текущий контроль
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов. Проведение промежуточной аттестации
Содержание программы четвертый год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бисером. (28 часов)
Теория
Знакомство с бисером. Беседа «Родословная стеклянной бусинки». Виды бисера. Свойства
бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и
приспособления для работы бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при
изготовлении изделий из бисера. Понятия: бисер, бисероплетение. Материалы, инструменты и
приспособления для работы с бисером. Техники бисероплетения Техника безопасности при работе
с бисером.
Практика
Плетение браслетов-«фенечек», колец, кулонов; плетение одной нитью, плетение в две нити,
плетение крестиком, плетение столбиком; работа по замыслу. Текущий контроль
Работа с тканью, мехом. (28 часов)
Теория
Виды меха. Правила раскроя изделий из меха. Правила увеличения выкроек. Правила
уменьшения выкроек. Виды швов для изготовления игрушки из меха. Способы обработки меха.
Правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглой. Определение долевой и
поперечной нити в трикотажном меховом полотне.
Практика
Изготовление объемной мягкой игрушки из меха. Текущий контроль
Работа с атласными лентами. (18 часов)
Теория

9

Цветовой спектр, правильное сочетание цветов при изготовлении изделия. Технология
изготовления цветка розы, анютины глазки, коалы в технике «канзаши». Правила создание единой
гармоничной композиции.
Практика
Изготовление ободка и заколок в технике канзаши. Георгиевская лента ко Дню Победы.
Текущий контроль
Работа с капроном. (28 часов)
Теория
Материалы, инструменты, приспособления при изготовлении цветов из капрона. Технология
изготовления основных и дополнительных элементов из капрона при создании цветов. Способы
изготовления лепестков разной формы. Способы соединения лепестков в цветок. Свойства гипса.
Практика
Изготовление цветов из капрона, заливка гипсом, оформление элементами декора. Текущий
контроль
Работа с фоамираном (18 часов)
Теория
Знакомство с понятием «Топиарий», история и значение, правила выполнения. Материалы и
инструменты при изготовлении топиария. Технология изготовления топиария. Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика
Изготовление цветов из фоамирана, заливка гипсом, оформление элементами декора.
Текущий контроль
Работа с бросовым материалам. (20 часов)
Теория
Знакомство с изготовлением изделий из газетных трубочек. Материалы и инструменты при
изготовлении изделий плетении из газетных трубочек. Подготовка материала к работе.
Технология изготовления газетных трубочек. Технология плетения. Декорирование изделий.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика
Изготовление изделия из газетных трубочек. Покрытие лаком, оформление элементами
декора. Текущий контроль
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов. Итоговая аттестация
1.2. Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты освоения программного материала 1-го, 2-го, 3-го, 4-го
годов обучения:
По окончанию 1 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для
клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
-технологию изготовления плоскостной мягкой игрушки;
- разновидность бросового материала;
- виды ручных швов.
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
10

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
-сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям
разметки;
- соединять детали из бумаги с помощью клея;
- вышивать стежками «вперед иголка».
Владеют навыками:
- работа с ножницами.
По окончанию 2 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных
программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- виды природного материала;
- правила работы с природным материалом;
-виды техник папье-маше;
- технику изготовления «изонить»;
- технологию изготовления полу объемной мягкой игрушки;
- технологию приготовления соленого теста;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах ручного труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- изготавливать полу объемные мягкие игрушки;
- изготавливать изделия из соленого теста;
- изготавливать изделия в технике папье-маше;
- выполнять изделия в технике «изонить»;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- Владеют навыками:
- работать с шаблонами.
По окончанию 3 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- правила безопасности труда с канцелярским ножом, плоскогубцами, кусачками;
- приемы работы с бумагой и картоном;
- технологию изготовления цветов из креповой бумаги;
- технологию изделий в технике силуэтное вырезание;
- технологию изготовления объемных игрушек на каркасе в технике папье-маше;
- технологию изготовления объемной мягкой игрушки, шарнирное соединение;
- историю «канзаши», материалы и инструменты и основные приемы изготовления лепестков
в технике «канзаши»;
- свойства фоамирана, основные работы, инструменты, технологию изготовления цветов из
фоамирана;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
Должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- выполнять силуэтное вырезание из бумаги;
11

- изготавливать цветы из креп-гофры;
-изготавливать объемные игрушки на каркасе в технике папье-маше;
- изготавливать объемные мягкие игрушки, с каркасным соединением;
- изготавливать цветы в технике «канзаши»;
- изготавливать топиарий;
Владеют навыками:
- работать с измерительными инструментами.
По окончанию 4 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- материалы, инструменты, приспособления применяемые при бисероплетению;
- техники бисероплетения;
- технологию изготовления объемной мягкой игрушки из меха;
- правила гармоничного цветового сочетания;
- свойства гипса;
- способы изготовления лепестков различной формы из капрона;
- технологию изготовления топиария;
- технологию изготовления изделий из газетных трубочек;
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
Должны уметь:
- изготавливать изделия в технике бисероплетения;
- изготавливать объемную мягкую игрушку из меха;
- изготавливать различные цветы из капрона;
- изготавливать топиарий с использованием фоамирана;
- подготавливать материал для плетения изделий из газетных трубочек.
Владеют навыками:
- самостоятельно изготовлять изделие по рисунку, эскизу, схеме, замыслу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план дополнительная общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые
руки»
Учебный план 1 год обучения
№

Название разделов (тем)

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

Вводное занятие.
Входной контроль.

1

1

2

2

Работа
с
бросовым
материалом.
Конструирование дома для
сказочных героев.
Конструирование игрушек из
прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых
бутылок, банок.
Текущий контроль.

2

16

18

-

4

4

1

5

6

1

5

6

-

2

2

2.1
2.2
2.3
2.4

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
12

творческих
работ,
защита
творческого
продукта

Работа с бумагой и картоном.
Знакомство с оригами.
Изготовление аппликаций.
Изготовление
игрушек
из
бумаги.
3.4 Текущий контроль.

7
2
2
2

51
8
10
32

58
10
12
34

1

1

2

4
Работа с тканью.
4.1 Знакомство с видами швов
(«вперед
иголка»,
«через
край»).
4.2 Изготовление
салфетки
с
бахромой (по образцу).
4.3 Знакомство и шитье мягкой
игрушки.
4.4 Текущий контроль.

6
2

42
2

48
4

1

5

6

2

34

36

1

1

2

5
Работа с пластилином.
5.1 Лепка
людей,
животных,
овощей (по образцу).
5.2 Пластилиновая аппликация на
картоне (по образцу).
5.3 Лепка по замыслу детей.
5.4 Текущий контроль.

2
1

14
5

16
6

1

5

6

-

2
2

2
2

1

2

125

144

3
3.1
3.2
3.3

6

Итоговое
занятие. 1
Промежуточная аттестация.
Итого
19

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

Учебный план 2 год обучения
№

Название разделов (тем)

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

Вводное занятие.
Входной контроль.

1

2

1

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа
13

2
Работа с бумагой и картоном.
2.1 Изготовление
игрушек
из
бумаги.
2.2 Изготовление
сплошной
мозаики из обрывных кусочков.
2.3 Знакомство с папье-маше.
2.4 Изонить
2.5 Текущий контроль.

5
1

35
13

40
14

1

3

4

2
1
-

8
9
2

10
10
2

Работа с тканью, мехом.
Стиль, стилевое единство
Изготовление мягкой игрушки.
Изготовление
игрушексувениров из фетра.
3.4 Текущий контроль.

4
1
2
1

36
1
16
17

40
2
18
18

-

2

2

Работа
с
природным 3
материалом.
4.1 Экскурсия на природу с целью 1
сбора природного материала.

11

14

1

2

4.2 Изготовление композиций из
засушенных листьев.
4.3 Изготовление животных из
шишек.
4.4 Составление
композиции
(коллективная работа).
4.5 Работа но замыслу детей.
4.6 Мозаика (с использованием
семян, камешек, листьев).
4.7 Текущий контроль.

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2
2

2
2

-

2

2

Работа с соленым тестом.
Изготовление сувениров.
Изготовление панно.
Работа по замыслу детей.
Текущий контроль.

2
1
1
-

30
19
7
2
2

32
20
8
2
2

3
3.1
3.2
3.3

4

5
5.1
5.2
5.3
5.4

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта.
14

6
6.1
6.2
6.3
6.4

7

Работа
с
бросовым
материалом.
Изготовление сувениров.
Конструирование игрушек из
прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых
бутылок, банок.
Текущий контроль.

2

12

14

1
1

3
3

4
4

-

4

4

-

2

2

Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.

1

1

2

18

126

144

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

Учебный план 3 год обучения
№

Название разделов (тем)

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

Вводное занятие.
Входной контроль.

1

1

2

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.5

Работа с бумагой.
Конструирование из бумаги.
Силуэтное вырезание.
Изонить.
Цветы из креповой бумаги.
Папье-маше на каркасе.
Текущий контроль.

5
1
1
1
1
1
-

47
9
9
9
9
9
2

52
10
10
10
10
10
2

3
Работа с тканью, мехом.
3.1 Изготовление мягкой игрушки.
3.2 Изготовление
игрушексувениров.
3.3 Игрушки из фетра.
3.4 Текущий контроль.

4
2
1

42
18
13

46
20
14

1
-

9
2

10
2

19
9

22
10

5

6

4
Работа с атласными лентами. 3
4.1 Изготовление заколок для волос 1
в технике канзаши.
4.2 Изготовление броши в технике 1

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

15

канзаши.
4.3 Георгиевская лента ко Дню 1
Победы.
4.4 Текущий контроль.
-

3

4

2

2

5
Работа с фоамираном.
5.1 Изготовление магнитов.
5.2 Изготовление
заколок
для
волос.
5.3 Изготовление простого цветка.
5.4 Текущий контроль.

3
1
1

17
5
5

20
6
6

1
-

5
2

6
2

Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.

1

1

2

17

127

144

6

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

Учебный план 4 год обучения
№

Название разделов (тем)

1

Вводное занятие.
контроль.

Количество часов
Теория
Практика

Входной 1

Всего

1

2

2
Работа с бисером.
2.1 Знакомство,
беседа
«Родословная
стеклянной
бусинки»
2.2 Подготовка к работе, полезные
советы;
материалы
и
инструменты,
пробные
плетения.
2.3 Плетение браслетов-«фенечек»,
колец,
брошек,
кулонов,
ажурных браслетов.
2.4 Плетение одной нитью.
Плетение в две нити.
2.5 Текущий контроль.

5
1

23
1

28
2

1

1

2

2

14

16

1

5

6

-

2

2

3
Работа с тканью, мехом.
3.1 Шитье мягкой игрушки.

2
2

26
26

28
28

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

16

3.2 Текущий контроль.

-

2

2

4
Работа с атласными лентами.
4.1 Изготовление ободка в технике
канзащи.
4.2 Изготовление заколок для волос
в технике канзаши.
4.3 Георгиевская лента ко Дню
Победы.
4.4 Текущий контроль.

2
1

16
5

18
6

-

6

6

1

3

4

-

2

2

26
24

28
26

-

2

2

2
1
1
-

16
9
5
2

18
10
6
2

2

18

20

2

16

18

-

2
2

2
2

5
Работа с капроном.
5.1 Изготовление
цветов
капрона
5.2 Текущий контроль.

6
6.1
6.2
6.3

2
из 2

Работа с фоамираном.
Изготовление цветов.
Топиарии.
Текущий контроль.

Работа
с
бросовым
материалом
7.1 Изготовление
изделий
из
газетных трубочек.
7.2 Текущий контроль.
8
Итоговое занятие.
Итоговая аттестация.
7

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

Выставка.

Вводное
занятие.
контроль.

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

16
128
144
2.5. Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения

Входной 2
17

16

16

10
4

16

16

2

10
4
2

12
2
2

апрель

14

март

Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью.
Работа с бросовым материалом.
Работа с пластилином.
Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.

16

14

12
2
2

декабрь

январь

февраль

16

16

6
8

16

14

2

2

2

май

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью, мехом.
Работа
с
природным 12
материалом.
Работа с соленым тестом.
Работа с бросовым материалом.
2
Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 2 год обучения

12
2
2

16

2

2
12
2

8
6
2

май

16

апрель

февраль

4
10

апрель

январь

16

март

декабрь

16

март

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
14
Работа с бумагой.
Работа с тканью, мехом.
Работа с атласными лентами.
Работа с фоамираном.
Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 3 год обучения

12
2
2

май

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 4 год обучения

18

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
14
Работа с бисером.
Работа с тканью, мехом.
Работа с атласными лентами.
Работа с капроном.
Работа с фоамираном.
Работа с бросовым материалом.
Текущий контроль.
Итоговая аттестация.

12
2

2

16

8
6

2

10
4

2

16

6
8
2

8
6
2

12
2
2

2.6. Оценочные материалы

Виды контроля:
- входной;
- текущий;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Формы контроля:
- формы входного контроля: тест, практическая работа.
- формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита творческого продукта.
- формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами: в письменной форме – тестирование; в устной форме - защита творческого
продукта, выставка; в практической форме - изготовление творческого продукта.
Система оценивания. Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного
материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал
занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам дополнительной
общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3
программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Оценочные материалы: тесты, критерии оценивания работ на выставке, критерии оценивания
практической работы. (Приложение 1)
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
2.7.. Методические материалы.
19

Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и
навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесные методы
обучения; работа с книгой; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного
обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на занятиях: средств
искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения;
тренинг. Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,
определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение
проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему; поиск ответов с использованием
«опорных» таблиц, алгоритмов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
- разработка проектов, программ;
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ;
- разработка сценариев праздников;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
- демонстрационные материалы: видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства:
- изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство;
- литература; музыка, театр, кино, радио и телевидение.
Методические материалы:
Раздаточный материал.
Раздаточный материал по разделам программы «Работа с тканью», «Работа с фоамираном»,
«Работа с бисером», «Работа с атласными лентами» разработан по количеству обучающихся.
Комплект мультимедийных презентаций к учебным занятиям.
Разработан комплект презентаций по разделам программы: «Родословная стеклянной
бусинки», «Изонить», «Поделки из бумаги», «Цветы из капрона», «История канзаши», «История
лепки из соленого теста», «Украшения из фоамирана», «Конструирование из бумаги», «Поделки
из природного материала», «Техника безопасности», «Физминутки».
Данные презентации позволяют визуализировать учебный материал. С помощью
мультимедийных презентаций обучающие не только получают «готовые знания», но и выполняют
самостоятельную работу при проектировании изделия.
Данный комплект способствует повышению мотивации детей к учебной деятельности,
помогает в усвоении программного материала.
Комплект технологических карт.
Комплект технологических карт к разделам программы: «Работа с бисером», «Работа с
фоамираном», «Работа с соленым тестом», «Работа с тканью и мехом», «Работа с бумагой»
разработан для обучающихся в помощь при выполнении технологического процесса и
20

определяющий последовательность операций, требования к качеству изделия и мероприятия по
охране труда при работе с инструментами.
Технологические карты позволяют обучающимся самостоятельно контролировать
правильность выполнения задания и учат работать по схемам.
Комплект наглядных пособий.
Комплект наглядных пособий представлен в виде плакатов по следующим темам: «Работа с
бумагой», «Работа с тканью», «Стиль, стилевое единство», «Работа с бисером». Данный вид
наглядности помогает обучающимся на практике при выполнении творческих работ.
Для разделов программы: «Работа с тканью», «Работа с атласными лентами», «Работа с
фоамираном», «Игрушки-сувениры из фетра», «Работа с капроном» изготовлены образцы изделий,
это помогает обучающимся при выполнении практических работ.
Применение наглядности на занятии активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и
тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает
возможность экономить время.
3. Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на одного
обучающегося)
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления;
- персональный компьютер (ноутбук);
- сканер;
- принтер лазерный;
- фотокамера цифровая.
1. Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф.
2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька
копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата,
ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине,
лента атласная; цветной капрон; фоамиран; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА,
силикатный, обойный, «Момент Кристалл»; бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы,
соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые
бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная
пряжа.
3. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными
концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки,
шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

21

Список литературы.
Список литературы для детей и педагога:
А.Бахметьев, Т.Кизяков Оч. умелые ручки. Москва «РОСМЭН» 1997.
А.М.Гукасова Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 192с.
С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова Капитошка дает уроки - М. : Финансы и статистика, 1996. - 80 с.
Н.Докучаева Сказки из даров природы. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Валерии СПД», 1998 –
160с.
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман Бисер. – М.: Профиздат, 2000. – 240с.
О.С.Молотобарова Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
А.Петрунькина Фенечки из бисера. –СПб., Кристалл; 292 стр.
Стрельцов С.В. Букеты из конфет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 96с.
З.Марина Лепим из пластилина. – СПБ.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. – 224с.
С.Кочетова Игрушки для всех. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; Издательский Дом «Нева», Валерии СПД,
1999. – 128с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104с.
Новые самоделки из бумаги. 94 современных модели. – М.: Лирус, 1995. – 240с.
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Юной вышивальщице – Мн.: Нар. асвета, 1993. –
136 с.

22

Приложение. 1
1 год обучения.
Работа с пластилином.
1 часть. Тестирование.
1. Пластилин – это:
а) природный материал
б) материал, созданный человеком
в) приспособление
2. Инструмент для работы с пластилином – это:
а)

б)

в)

3. Свойства пластилина:
а) мягкий, пластичный
б) крошится и не размазывается на картоне.
в) быстро согревается в руках
4. Какие изделия выполнены из пластилина?

а)

б)

г)

д)

в)

е)
23

5. Как называется инструмент, который используется при работе с пластилином?
_____________________________________________________________________________________
_______
2 часть.
Практическая работа.
Выполнить пластилиновую аппликацию на картоне.

24

Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

Оценка
педаго
га

25

8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Примечание

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 год обучения
Работа с бумагой и картоном.
1. Что такое оригами?
а) Искусство складывания фигурок из бумаги
б) Искусство вырезания фигурок из бумаги
в) Обрывная мозаичная аппликация
2. Как правильно передавать ножницы.
а) Лезвиями вперед
б) Кольцами вперед
в) Можно кинуть
3. Какой инструмент используется при работе с бумагой?
а) Стека
б) Иголки
в) Ножницы
4. При помощи чего склеивается бумага?

а)

б)

в)
26

5. Какие свойства бумаги и картона ты знаешь? Напиши.
Бумага ___________________________________________________________________
Картон ___________________________________________________________________
6. Какие изделия выполнены из бумаги?

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Фигуры, какой формы легче всего вырезать?

а)

б)

в)

2 часть.
Практическая работа.
Изготовление настольной игрушки из бумаги и картона.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
27

3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 год обучения
Работа с тканью.
1. Как правильно передавать ножницы товарищу?

28

а)

б)

2. Как нужно оставлять ножницы на столе?
а) С закрытыми лезвиями
б) С открытыми лезвиями
в) Не имеет значения
3. Найти на картинке шов «вперед иголка», «через край» (подпиши буквы)
Шов «вперед иголка» _______
Шов «через край» _______

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Какие инструменты необходимы при работе с тканью

б)

в)

г)
д)
5. При работе с иголкой следует:
а) Класть иголки на стол
б) Хранить иголки в игольнице

е)

а)

29

в) Втыкать иголки в одежду
6. Какие материалы необходимы при работе с тканью

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Какие изделия выполнены из ткани

а)

б)

в)

г)

д)

е)

8. Что такое мягкая игрушка
а) Детская игрушка из меха или другой мягкой ткани, предназначенная для игры
б) Детская игрушка изготовленная из резины
в) Игрушка изготовленная своими руками
2 часть.
30

Практическая работа.
Изготовление игрушки из ткани.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7-8 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

1
2
3
4
5
6
31

7
8
9
10
1 год обучения
Работа с бросовым материалом.
1. Что относится к бросовому материалу?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Какую поделку из бросового материала вы изготавливали на занятиях объединения?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Из какого бросового материала выполнены поделки? Напиши под картинками.

____________________

________________________

______________________

_______________________

_______________________

________________________

4. Какими инструментами ты пользуешься при изготовлении поделок из бросового
материала?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Какую поделку из бросового материала ты бы смог изготовить дома без помощи
взрослых? Какие материалы будешь использовать в работе?
32

_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________
2 часть.
Практическая работа.
Изготовление игрушки из бросового материала
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

1
2
33

3
4
5
6
7
8
9
10
2 год обучения.
Работа с природным материалом.
1. Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья
в) положи их на газету, расправь
г) через несколько дней разложи их в папки
Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_________________________________________________
2. Укажи, что относится к природным материалам:
а) глина
б) ткань
в) кора
г) семена
д) плоды
е) бумага
ё) цветы
ж) желуди
з) листья
3. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
а) легко ломаются
б) не ломаются
4. Что такое фон?
а) цветовая гамма
б) основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции
5. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) композиция
б) аппликация
в) эскиз
6. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) приклей
б) нарисуй эскиз
в) составь композицию
г) подбери материалы
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз
34

Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_______________________________________________________
7. Что ты понимаешь под "аппликацией"?
а) выравнивание
б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и
приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других
материалов
8. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
а) не ломать деревья
б) не мусорить
в) громко разговаривать
г) не рвать редкие растения
9. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперёд
б) лезвием вперёд
в) как хочешь
г) боком вперед
10. Укажи инструменты необходимые для работы с природным материалом:
а) отвертка
в) шило
б) ножницы
г) пяльцы
2 часть.
Практическая работа.
Изготовление аппликации из листьев по образцу.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
9-10 баллов – оценка «5»
7 - 8 баллов – оценка «4»
5 - 6 балла – оценка «3»
0 - 4 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.

Технологическая
последоват
е-льность

Качеств
о
готового
изделия

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места

Оценка
педаго
га
35

безопасности
(1 балл)

Культура
труда
(1 балл)

изготовлен (1 балл)
-ия изделия
(1 балл)

(1
балл)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Примечание

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2 год обучения.
Изонить
1. Что такое изонить?
а) Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи,
растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
б) Искусство, в котором на ткани или другом материале выполняется узор из ниток или бисера.
в) Получение изображения нитками на картоне или другом твердом основании.
2. С какой стороны должны находиться узелки?
а) с лицевой
б) с изнаночной
в) без разницы.
3. Какой фон лучше выбрать, если вышивать нитками жёлтого оттенка?
а) синий
б) оранжевый
36

4. Какое правило надо помнить при вышивании круга?
а) заполнять круг в одном направлении
б) заполнять круг в разных направлениях
5. Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике изонить?
а) основа (фон)
е) циркуль
б) нитки (катушечные, мулине, ирис и другие)
ж) ткань
в) иголка
з) цветная бумага
г) ножницы
д) канцелярский нож
д) линейка
6. На какой стороне картона наносится рисунок для выполнения работы в технике
«изонить»?
а) на дополнительном листе
б) изнаночной стороне
в) лицевой стороне
7. Можно ли выполнять вышивку нитками разных цветов?
а) да
б) нет
8. Как вид искусства изонить появилась в:
а)
б) Китае
в) Англии

Индии

9. Какое количество точек должно быть на сторонах угла?
а) одинаковое
б) разное
10. Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при изготовлении работ в
технике изонить?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Работа с фоамираном
3 год обучения
1. Что такое фоамиран?
а) пластичная замша +
б) пористая резина +
в) гладкая кожа
г) плотная бумага
2. Что понадобится для работы с фоамираном?
а) карандаш
б) зубочистка +
в) шпажка +
г) ручка
37

3. Необходимые инструменты для работы с фоамираном
а) утюг +
б) ножницы +
в) шредер
г) пилка
4. Какой клей используют при работе с фоамираном?
а) клей ПВА
б) клеевой пистолет
в) секундный клей
г) силикатный клей
5. Что используют для получения объема в деталях из фоамирана?
а) бульки +
б) бутылки
в) поролон +
д) вата
6. Какие краски используют при работе с фоамираном?
а) виниловые
б) пастель +
в) акриловые +
г) акварельные
7. Что используют для структурирования листьев?
а) карандаш
б) ручку
в) молды+
г) вайнеры +
8. Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при изготовлении работ из
фоамирана?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4 год обучения.
Работа с капроном.
1. Какие материалы и приспособления
а) капрон
б) проволока
в) основы для цветов из капрона
г) ножницы, плоскогубцы
д) нитки
е) тейп-лента
ж) тычинки
з) шило
и) канцелярский нож
к) стека

необходимы

при

работе

с

капроном?

38

2.
Порядок
изготовления
цветов
из
капрона
а. Создаем каркас для лепестка и листьев. Для этого отрезаем с небольшим запасом проволоку и
обворачиваем ее вокруг шаблона, закручиваем при помощи плоскогубцев.
б. Обтягиваем все полученные каркасы капроном.
в. Основание туго заматываем ниткой.
г. Придать форму получившемуся лепестку.
д. Собрать цветок из лепестков, дополнив середину тычинками.
е. К стебельку присоединяются листья при помощи тейп-ленты.
Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_______________________________________________________
3. Соотнеси действие и картинку
__ К стебельку присоединяются листья при помощи тейп-ленты.
__ Собрать цветок из лепестков, дополнив середину тычинками.
__ Придать форму получившемуся лепестку.
__ Создаем каркас для лепестка и листьев. Для этого отрезаем с небольшим запасом проволоку и
обворачиваем ее вокруг шаблона, закручиваем при помощи плоскогубцев.
__ Обтягиваем все полученные каркасы капроном.
__ Основание туго заматываем ниткой.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Какую работу из капрона ты бы смог изготовить дома без помощи взрослых?
_____________________________________________________________________________________
5. Опиши, как правильно укрепить букет цветов в кашпо?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

39

Входной контроль 4 год обучения
Тест
1. Какие из перечисленных инструментов опасные?
а) линейка
б) ножницы
в) игла
г) стека
2. Аппликация
а)
б)
в) детали сколачиваются гвоздями
3.
Что
а)
б)
в) сделать поделку
4.
а)
б) «назад иголка»

из

можно

Швы

цветной

детали
детали

накрыть
сделать

«вперёд

сделать

бумаги.
склеиваются
сшиваются
из

для

соломы?
крышу
метлу
вышивания.
иголка»

в) « иголка в сторону»
5. Что такое игольница?
а) подушечка
б) еж
в) кактус
6.
Как
а) разогреть на батарее

можно

б)
разогреть
в) разогреть теплом своих рук
7.
Как
а) кольцами вперед

правильно

размягчить
на
передавать

пластилин?
солнце
ножницы?

б) кольцами к себе
8. Установите правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:
а) __ разметить детали по шаблону
б) __ составить композицию
в) __ вырезать детали
40

г) __ наклеить на фон
9. Ткани растительного происхождения изготавливают из…
а) луговых трав
б) хвои лиственницы и ели
в) из льна и хлопка
г) из пуха тополя
10. Какие утверждения верны?
а) после работы пересчитай иголки в игольнице
б) чтобы подготовить листья к работе высуши их на подоконнике
в) при выполнении аппликации вырезай детали по одной и сразу их наклеивай.
г) передавай ножницы кольцами вперед
д) работай с пластилином на подкладной доске.
11. Какие материалы и инструменты понадобятся для вышивания?
а) пяльцы
б) ткань
в) мулине
г) иголка
д) швейные булавки
е) стека
12. Закончите фразу: инструменты – это…
а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
б) орудия для производства каких-нибудь работ.
13. Выберите из предложенного списка инструменты.
а) линейка
б) бумага
в) ножницы
г) игла
д) ткань
14. Какое утверждение верно?
а) Материалы – это линейка, клей, треугольник.
41

б) Материалы – это бумага, нитки, пластилин.
15. Древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
а) аппликация
б) орнамент
в) оригами
г) шаблон
16. Какие из пластичных материалов относятся к природным?
а) бумага
б) вата
в) глина
17. Шаблон на материале необходимо размещать:
а) по центру материала
б) как можно ближе к краю материала
в) так, как захочется, это значения не имеет.
18. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?
а) аппликация
б) оригами
в) вышивка
19.Что относится к природному материалу?
а) желуди
б) пластмасса
в) фольга
20. Закончи предложение. Для изготовления изделия в технике оригами используют…
а) бумагу
б) глину
в) пластмассу
г) ткань
Критерии оценивания: 18 - 20 баллов – оценка «5»
15 - 17 баллов – оценка «4»
11 - 14 баллов – оценка «3»
0 - 10 баллов – оценка «2»
42

Критерии оценивания практической работы
№

Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюд Соблюдени Технология
е-ние
е порядка изготовлен
правил
на рабочем ия изделия
техники месте.
безопас- Культура
ности
труда

Декоратив
ная отделка
готового
изделия

Оригинал
ьность
изделия

Уборка
рабоче
го
места

Технолог
и-ческая
последова
тельность
изготовле

Качеств Самооце
о
и н-ка
чистота
обработ
ки
готового

Оцен
ка
педаг
о-га

Примечан
ие

43

1 балл

1 балл

5 баллов

3 балла

1 балл

1 балл

н-ия
изделия
3 балла

изделия
3 балла

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
18 баллов

15- 18 баллов – оценка «5»
11- 14 баллов – оценка «4»
8 - 10 баллов – оценка «3»
0 – 7 баллов – оценка «2»

44

Критерии оценивания работ на выставке.

№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Творческий Соответстви
подход
к е заявленной
выполненно теме.
й работе.
1 балл

1 балл

Владение
выбранной
технологией
изготовлени
я.
1 балл

Полнота
раскрытия
темы.

Эстетичный
вид
и
оформление
работы.

1 балл

1 балл

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
Критерии оценивания:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»

45

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».