ДООП Проектно-исследовательская деят-ть

1

Содержание

п/п

№

Оглавление

1
Аннотация программы
2
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература,
2.1
актуальность, новизна, отличительные особенности,
направленность программы,
уровень сложности, адресат программы, срок освоения,
форма обучения, режим занятий, цель и задачи программы
3
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы, содержание, планируемые результаты
4
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план, календарный учебный график, оценочные
материалы, методическое обеспечение программы
5
Иные компоненты
Условия реализации программы, информационные ресурсы,
список литературы для педагога, обучающихся и родителей

Страницы
3
4–5

5–7
7 – 14
14 – 16

2

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Проектно-исследовательская деятельность»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектноисследовательская деятельность» составлена на основе содержания дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: «Я – исследователь» педагога
дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Киришский Дворец детского (юношеского) творчества имени Л.Н. Маклаковой»
Ивановой Татьяны Васильевны и «Основы проектно-исследовательской деятельности» авторасоставителя старшего методиста МУ ДОД ДЮЦ «Единство» г. Вологда Карпуниной Верой
Анатольевной.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Отличительные особенности программы в её социальной значимости, которая
обусловлена тем, что подростки приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего
обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом.
Выполнение исследований в той или иной области экологии, растениеводства способствует
также профориентации обучающихся.
Программа адресована детям 11-17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом
характерных особенностей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации программы 1 год; 9 месяцев или 36 недель
Уровень сложности программы – ознакомительный.
Цель программы: обучение методологии проектно-исследовательской деятельности и
обогащение опыта практической проектно-исследовательской работы.
Форма обучения – очная, при необходимости дистанционная, сетевая
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. Основы проектно-исследовательской деятельности
2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты
В процессе обучения по программе обучающиеся:
1. Познакомятся с методами, приемами и способами проектно-исследовательской
деятельности;
2. Научатся работать с различными источниками информации, составлять доклады и
обзоры научной литературы;
3. Приобретут опыт работы над исследовательским проектом естественнонаучной
направленности;
4. Научатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
5. Научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Формы педагогического контроля: наблюдение, устный опрос, тестирование,
выполнение заданий в компьютерных программах, защита проекта.

3

I.
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность» составлена на
основе содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Я –
исследователь» педагога дополнительного образования муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Киришский Дворец детского (юношеского)
творчества имени Л.Н. Маклаковой» Ивановой Татьяны Васильевны и «Основы проектноисследовательской деятельности» автора-составителя старшего методиста МУ ДОД ДЮЦ
«Единство» г. Вологда Карпуниной Верой Анатольевной.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н);
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного
образования детей» от 04.07.2014г. №41.;
6. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
7. Положение о реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в сетевой форме;
8. Договор №1 от 12 января 2021 года «О сетевой форме реализации
дополнительной общеразвивающей программы»;
9. Устав учреждения п. 2.5.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы заключается в возможности получения обучающимися
дополнительных знаний и навыков в процессе работы над исследовательской темой или
проектом. Программа предполагает реализацию исследовательского подхода в обучении, что
способствует воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации
учения и образования; формированию глубоких, прочных и действенных знаний; развитию
интеллектуальной сферы личности; формированию умений и навыков самообразования, то есть
формированию способов активной познавательной деятельности; развитию познавательной
активности и самостоятельности.
Отличительные особенности программы в её социальной значимости, которая
обусловлена тем, что подростки приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего
обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом.
Выполнение исследований в той или иной области экологии, растениеводства способствует
также профориентации обучающихся.
Направленность программы – естественнонаучная. Программа предусматривает
исследовательскую, проектную и практическую деятельность по биологическому,
экологическому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных
проектов естественнонаучной направленности.
Уровень сложности программы – ознакомительный.
4

Адресат программы. Программа адресована подросткам 11-17 лет, поэтому
разрабатывалась с учетом физических и психологических особенностей данного возраста.
Группы формируются по личному заявлению или заявлению родителей (законных
представителей) обучающихся.
Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год, 9 месяцев, 36 недель.
Форма обучения – очная, по необходимости с применением дистанционных технологий,
программа реализуется в сетевой форме.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа
(1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут.
Цель программы: обучение методологии проектно-исследовательской деятельности и
обогащение опыта практической проектно-исследовательской работы.
Задачи программы
1.
Расширять, обогащать и формировать специальные знания, умения и навыки в области
проектно-исследовательской деятельности как способа приобщения к научному познанию.
2.
Развивать навыки логического и креативного мышления как основу проектноисследовательской деятельности.
3.
Приобретать или обогащать опыт практической научной работы через разработку
авторских проектов и исследований.
4.
Развивать коммуникативные навыки, как основу научного общения.
5.
Развивать социокультурный и личностный смысл усвоения знаний для достижения цели
(мировоззрение, ценности, смыслы, принципы, убеждения).
II.

1.
2.

Комплекс основных характеристик программы.

2.1 Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы – 72.
2.2 Содержание программы.
Раздел. Основы
проектно-исследовательской деятельности – 36 часов.
1.1 Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности (введение).
Ознакомление с программой. Направления и формы творческих работ в области экологии,
возможные объекты исследования. Этапы исследования. Практические работы.
Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований. Выбор темы для исследования.
Экскурсии «Объекты исследования» «Огородные вредители - объекты исследований»,
«Цветочная рассада - объект исследований», «Рассада овощных культур – объект
исследований».
1.2 Работа с литературой и другими источниками информации. Значение источников
информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе.
Способы классификации литературы: функциональная, тематическая. Правила подбора
литературы
и работы с книгой. Правила составления и оформления литературного обзора.
Практические работы. Экскурсия в библиотеку.
Классификация
книг в
библиотеке
учебного кабинета
по тематике и видам литературы. Подбор литературы
по выбранной теме. Поиск нужной
информации в выбранных источниках. Составление
плана
литературного
обзора. Составление списка литературы. Доклады
обучающихся
по
итогам работы с литературой.
1.3 Методы исследований. Описание,
наблюдение, эксперимент, социологический опрос,
анализ литературных источников и интернет-ресурсов как
методов исследований.
1.4 Фиксация результатов исследования. Формы
фиксации
результатов
исследования: протоколы наблюдений и экспериментов,
социологического
опроса,
запись
интервью
и
бесед; дневники
наблюдений и полевые
дневники;
зарисовки, фото- и видеосъёмка, оформление коллекций и альбомов. Правила
ведения
дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц. Особенности фотосъемки
(консультация специалиста-фотографа). Практические
работы. Составление плана
описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания
(или обитания). Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к
5

рисункам
и фотографиям. Сбор и оформление коллекций. Наблюдение за
поведенческими реакциями
животных (по выбору). Фенологические наблюдения (во
время экскурсий или практических занятий на природе или в городе). Постановка миниэкспериментов (изучение пищевых
предпочтений животных). Составление анкет для
социологического опроса (тема - по выбору
учащихся). Анкетирование обучающихся
своего объединения и других респондентов. Заполнение
рабочих
таблиц
и
бланков протоколов исследований. Мини-конференция
«Применение
различных методов исследования и форм фиксации результатов при изучении природных
объектов».
1.5 Обработка и анализ результатов исследований. Простейшие методы
математической обработки полученных данных.
Таблицы
и
правила
их
составления. Анализ
полученных результатов: сравнение, обобщение,
нахождение причины и следствия. Формулирование выводов.
Практические работы. Математические расчёты по полученным результатам. Перевод
числовых данных в проценты.
Вычисление средних значений. Составление схем и таблиц
по протоколам исследований. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Проверка соответствия выводов цели и задачам работы
1.6 Оформление работы. Структура и правила оформления исследовательской работы. Работа
в программе MS Word. Виды
наглядности: рисунки, плакаты, фотографии, коллекции,
стендовая
графика, мультимедийные презентации.
Правила
оформления
мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint. Практические работы.
Набор и форматирование текста в программе MS
Word. Подбор
иллюстраций
и
фотографий. Создание
мультимедийной презентации на заданную тему. Защита работы.
Построение
доклада. Использование наглядности при
представлении
работы.
Речь
докладчика. Психология выступления. Практические работы. Речевой тренинг. Занятиетренинг «Я выступаю перед
публикой». Выступления с
докладами,
обсуждение
докладов.
2 Раздел. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты – 36 часов.
2.1 План индивидуальной работы над исследовательской темой: Выбор темы и объекта
исследования Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез. Подбор
источников информации и теоретического материала по выбранной теме. Анализ материала из
разных источников информации, написание литературного обзора. Выбор методов
исследования, знакомство с методиками, их освоение. Описание объекта и условий
исследования, фото- или видеосъёмка. Корректировка цели и задач исследования, если это
необходимо.
2.2 Проведение исследований по выбранной методике, фиксация результатов. Обработка
полученных данных: представление их в виде таблиц и схем, выполнение необходимых
расчётов, построение графиков и диаграмм. Анализ полученных результатов, сопоставление их
с литературными данными и рабочими гипотезами, а также с результатами, полученными
ранее другими исследователями (если таковые имеются). Формулирование выводов и
заключения. Оформление (редактирование и форматирование) текста работы и приложений.
2.3 Оформление стендовой графики или презентации. Написание тезисов к работе. Подготовка
доклада, репетиции. Предзащита работы и отдельных её этапов на мини-конференциях в группе
или объединении. Выполнение теоретической части работы. Исследования по выбранной
методике (или практическая работа в рамках проекта). Оформление текста работы, наглядности
и тезисов к ней. Подготовка к защите работы (проекта). Участие в конкурсах, конференциях
различного уровня.
2.4 Защита работы. Итоговая аттестация.

2.3 Планируемые результаты

Предметные.
6. Познакомятся с методами, приемами и способами проектно-исследовательской
деятельности;
7. Научатся работать с различными источниками информации, составлять доклады и
обзоры научной литературы;
8. Приобретут опыт работы над исследовательским проектом естественнонаучной
6

направленности.
Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.
III. Комплекс организационно-педагогических условий

№

3.1 Учебный план группы педагога Клименко Натальи Михайловны
с. Александровка
Название разделов, тем
Количество часов
Форма текущего
всего теория практика контроля,
промежуточной
(итоговой)
аттестации
36
16
20
Раздел 1.
Текущий
Основы проектноконтроль.
Презентация
исследовательской деятельности
практической
работы
Миниконференция
36
36
Защита проекта
Раздел 2. Раздел.
Индивидуальные или
коллективные исследования и
проекты

3.2 Календарный учебный график группы педагога Клименко Натальи
Михайловны с. Александровка

Количество учебных недель в 2020-2021 учебном году – 37, количество учебных дней
– 37, количество учебных часов –72.
Дата начала реализации программы 1 сентября 2020 года, дата окончания реализации – 31. 05.
2021г
Сентябрь 2020 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Октябрь 2020 г. – 5 недель, 5 учебных дней, 10 учебных часов.
Ноябрь 2020 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Декабрь 2020 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Январь 2021 г. – 3 недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Февраль 2021 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Март 2021 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Апрель 2021 г. – 5 учебных недель, 5 учебных дней, 10 учебных часов.
7

Раздел 1. Основы проектноисследовательской деятельности
Раздел 2. Индивидуальные или
коллективные исследования и проекты
Итоговая аттестация
Защита проекта
Всего

8 ч 10 ч 8 ч

8ч

8ч

Всего по
разделам
программы

май

апрель

март

2ч
4ч

8 ч 10 ч 8 ч

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел \ месяц

сентябрь

Май 2021 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 6 учебных часов и 2 часа воспитательноразвивающего мероприятия вне учебных часов.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные
программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

6ч

36
8ч

8ч

8ч

8ч

10 ч

10 ч

4ч

34

2ч

2

6ч

72

3.1(2) Учебный план группы педагога Партыко Ирины Григорьевны
№

1

2

Название разделов, тем

с. Покосное

Количество часов
Форма текущего
всего теория практика контроля,
промежуточной
(итоговой)
аттестации
18
8
10
Раздел 1.
Текущий контроль.
Основы
проектноПрезентация
исследовательской деятельности
практической работы
Мини-конференция
20
20
Защита проекта
Раздел 2. Раздел.
Индивидуальные или
коллективные исследования и
проекты

3.2(2) Календарный учебный график группы Партыко Ирины Григорьевны
Дата начала реализации программы 12. 01. 2021 года, дата окончания реализации – 31. 05.
2021г.
Количество учебных недель в 2021 году – 19, количество учебных дней – 19,
количество учебных часов –38.
Январь – 3 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Май – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные
программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
8

4ч
4ч

6ч

3. 3 Оценочные материалы

8ч

8ч

Всего по
разделам
программы

8ч

май

март

6ч

апрель

февраль

Раздел 1. Основы проектноисследовательской деятельности
Раздел 2. Индивидуальные или
коллективные исследования и проекты
Итоговая аттестация
Защита проекта
Всего

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел \ месяц

18
8ч

8ч

6ч

18

2ч

2

8ч

38 ч

С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с
целью выявления уровня обучения и развития, формирования исследовательских компетенций,
определения задач индивидуального развития:



Входной контроль;
Текущий контроль;

 Итоговая аттестация.
Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для
определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое
наблюдение.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений
осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической
деятельностью, взаимооценка, оценка педагогом, выполненной обучающимся работы. Уровень
умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со
степенью их усвоения через анализ творческих, исследовательских работ, слайдовых
презентаций, анализ выступлений на конференциях. Важным видом текущего контроля
является контроль за самостоятельным выполнением практических заданий, который
производит педагог совместно с обучающимся в процессе занятий.
Параметры и критерии отслеживания результатов реализации программы.
Точность ответа на вопросы по содержанию материала, последовательность и
аргументированность рассуждений, самостоятельность ответов, умение формулировать
проблему и находить нужную информацию

Этапы
Параметры
выполнения
задания
1
Выбор темы
2

Определение цели
исследования, задачи, гипотезы

3

Составление плана
исследований, выбор методов
исследования
Сбор материала

4

Критерии

Оценка

Самостоятельно выбирает тему
и обосновывает ее актуальность
Самостоятельно
выделяет
конкретную
задачу
для
решения
Самостоятельно
определяет
методы исследования.

4 – 5
баллов
3-5
баллов

Самостоятельно
классифицирует

4-5
баллов

4-5
материал, баллов
9

5

Защита практической работы

обменивается информацией с
товарищами
Самостоятельно защищает и 4-5
демонстрирует
творческий баллов
продукт, анализирует все этапы
исследовательской
деятельности

Итоговая аттестации – защита проекта в форме ролевой игры «Заседание Ученого совета».
1. Представление проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели, задач, методов своей
работы, краткий обзор литературных источников и предполагаемых методик ведения
практической части, предполагаемые выводы.
2. Защита в форме слайдовой презентации позволяет оценить уровень владения
компьютерными технологиями. Оценивается полнота раскрытия темы, выдержанность
стиля изложения, эстетичность оформления, использование возможностей встроенных
Web- технологий, полнота использования приложения Office, практическое значение
представленной презентации.
3. Открытый тест по теории:
Продолжи определение:
Гипотеза – это…
Выбери правильный ответ:
А) цель поясняет задачи исследовательской работы;
Б) задачи поясняют цель исследовательской работы.
Выбери виды исследовательских работ:
А) доклад;
Б) реферат;
В) рецензия;
Г) статья.
Оценивание
5 баллов – ответы на вопросы полные, безошибочные.
4 балла – ответы даны с 1 неточностью.
3 балла – допускается 2 неточности или 1-2 ошибки
Критерии оценивания проекта
Название критерия Оценка 2-3 балла

Оценка 4-5 баллов

Творчество,
оригинальность

Содержание работы типично, шаблонно. Например,
повторение в типичной форме много раз уже сказанного;
простой перевод информации с бумажных носителей в
электронную форму;

Участник вдумчиво работал над
своей темой, проявлял творчество.
В результате представил
интересное оригинальное
содержание
проекта, в котором отражена точка
зрения автора, его
индивидуальность и пр.

Связность
проекта,
композиционная
целостность

Проект представляет собой набор
разрозненных малосвязанных разделов

Все части проекта взаимоувязаны
и объединены общей целью; на
основе задуманного
сюжета выстроены
в целостную композицию

Качество
сценария

Запутанная схема навигации по слайдам; нелогичная
раскадровка; заголовки слайдов не соответствуют
содержанию слайда; неявные малосодержательные мотивы
иллюстраций; порядок появления
объектов спланирован неправильно

Четкая схема навигации по
слайдам; целесообразная
раскадровка текстового потока;
логичное выделение заголовков
слайдов и формулировка блоков
поясняющего текста; продуманные
содержательные мотивы
10

иллюстраций; логичное
планирование порядка появления
объектов
Лаконичность
изложения

Расплывчатые малопонятные формулировки, много
второстепенной малозначимой информации

Автор кратко, четко и ясно
изложил свои мысли (и в целом
содержание работы); необходимый
подробный материал расположен в
ссылках

Адекватность
изучаемой
тематике

Мало понятна связь работы с тематикой изучаемого
материала (или работа мало ему соответствует)

Работа ярко демонстрирует
изучаемую тематику, обладает
достаточной глубиной
проникновения в проблему;
привлечены знания из других
областей

Аккуратность
оформления
содержания

Многочисленные орфографические и стилистические
ошибки

Информация представлена в ясной
и аккуратной манере, без
грамматических ошибок

Важность и
актуальность тем
ы

Работа мало значима для решения
актуальных проблем современности,
представляет собой «вчерашний день»

Работа вскрывает важнейшие про
блемы, выставляет их на
обсуждение,
привносит свой минивклад в их решение

Адресность
проекта

Работа плохо
Проект нацелен на интересы адр
соответствует характеру адресуемой аудитории (возрасту, есуемой
уровню подготовленности, интересам,…)
аудитории, полезен ей;
возможно даже, обращен к людя
м
различных культур

Значимость для
образования

Работа не содержит материала для
образования. Например, смотрится как
статья из энциклопедии

Работа вовлекает учащихся в зад
уманную
среду обучения;
объясняет и учит, информирует,
развлекает. Обладает большим
образовательным потенциалом,
ясностью

3.4 Методические материалы.
Методика работы с научной информацией: Поиск научной информации. Поиски необходимой
литературы. Работа с библиотечными каталогами. Способы построения библиографического
списка: алфавитный, тематический, хронологический. Чтение научной литературы: цели
чтения:
· информационно-поисковая — найти нужную информацию;
· усваивающая — понять информацию и логику рассуждения;
· аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое
отношение;
· творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.
Последовательность действий при чтении:
1. Выделите заголовки и рубрики для того, чтобы получить общее представление о
содержании и структуре текста.
2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное)
3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача
11

– понять и запомнить прочитанное.
4. Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли,
Методы фиксации полученной информации. Информация становится ресурсом с момента
фиксации ее на носителе (бумажном, электронном). План, тезис, конспект, схема.
Систематизация и хранение информации: картотека.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков обучающихся. Развитие
умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать,
экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения.
Как провести исследование
1.Определить цель исследования - подумать, зачем ты его проводишь.
2. Определить задачи исследования
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения. А задачи
описывают основные шаги.
3. Определить гипотезу исследования
Гипотеза-это предположение. Рассуждение, догадка, еще не доказанная и не
подтвержденная опытом. Гипотеза- основание, предположение, суждение. Которое выдвигается
для объяснения какого-нибудь явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
-предположим…
-допустим…
-возможно…
-что, если…
4. Как составить план работы?
Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать
что- то новое о том. Что исследуем? Для этого нужно определить, какими
методами мы можем пользоваться. Метод – это способ, прием познания явлений
окружающего мира.
5. Как выбрать методы исследования?
Список методов исследования:
-Индукция и дедукция.
- Анализ и синтез.
-Сравнительный анализ.
-Метод аналогий.
- Моделирование.
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Анкетирование.
Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу.
5. Подготовка к защите исследовательской работы
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
12

- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы.
Организация и проведение эксперимента.
Организационная структура занятия в творческом объединении
Организационный этап
 Интеллектуальная разминка
 Привлекательная цель
Основной этап
 Особое задание


Вопрос к тексту

 Игра-тренинг
Контрольно-прогностический этап
 Анализ творческих, практических работ, выполненных на занятии.


Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного результата занятия.

 Что удалось? Что не получилось и почему?
Заключительная часть занятия
 Ритуал окончания занятия. «Хочу сказать спасибо…»
Воспитательные задачи на занятии решаются через:
 привлечение органов самоуправления к реализации творческих и учебных проектов,


формирование творческих советов дела,



фиксацию результатов занятия в «Листе самооценки» обучающегося,

 ритуализацию начала и окончания занятия,
Развивающие задачи решаются через:
 Планирование совместной деятельности при подготовке к работе над
исследовательским, творческим проектом


Обсуждение содержания деятельности методом мозгового штурма,



Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного результата занятия.

 Работу с различными источниками информации,
Учебные задачи решаются через:
 Игровые тренинговые упражнения,
 Анализ творческих работ, выполненных на занятии.
Данная структура занятия позволяет эффективно достичь прогнозируемых результатов:
Личностных. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные:
13

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.

4. Иные компоненты
4.1 Условия реализации программы. Программа реализуется в с. Александровка Иркутская
обл., Братский р-н, ул. Набережная, д. 16
Материально техническое обеспечение программы.
Мультимедийный проектор;
- Персональный компьютер (ноутбук);
- Набор ящиков и горшочков для рассады;
- Семенной фонд в ассортименте;
- Инвентарь для работы в теплице и на земельном участке.
Программа реализуется в сетевой форме в с. Покосное на базе МКОУ «Покоснинская СОШ»,
адрес: Иркутская область, Братский район с.Покосное ул.Сибирская 22
В соответствии с Договором №1 от 12 января 2021 года «О сетевой форме реализации
дополнительной общеразвивающей программы» материально-техническую базу и санитарногигиенические условия реализации программы обеспечивает МКОУ «Покоснинская СОШ».
4.2 Информационные ресурсы.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской
деятельности
1. RAMBLER http://www.rambler.ru
Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских
порталов. Он объединяет поисковую систему Rambler, а также ряд бесплатных сервисов.
Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются «Rambler –Наука», «Nature»,
«Интерактивные карты», «Словари» и « Rambler – FTP».
Проект Rambler -Наука (http://science.rambler.ru/) был создан с целью повысить
научный потенциал российского Интернета и сгладить дисбаланс, сложившийся в сфере
распространения научной информации.
Проект Rambler-Наука осуществляется при поддержке МГУ им. М. В. Ломоносова,
научный потенциал которого гарантирует высокий уровень подготовленных материалов.
1. АПОРТ http://www.aport.ru
Специализированный поисковый портал Апорт является одним из наиболее известных
14

российских порталов и объединяет поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, а
также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.
3. «Культура России», который является официальным сервером Министерства
культуры РФ. «Культура России» http :// www . russian culture.ru
4. «Кирилл и Мефодий» http :// www . km . ru http://www.vip.km.ru/
5. Словари в сети Интернет
http://www.gramota.ru/
Сайт Грамота.ру
http://mirslovarei.com/ Мир словарей
http://www.slovari.ru Словари
www.edic.ru Большой энциклопедический и исторический словари онлайн
www.wikiznanie.ru ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия
ru.wikipedia.org Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
www.megabook.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
online.multilex.ru МультиЛекс Online: электронные словари онлайн
6. Электронные библиотеки
Библио-редактор http://biblio.redaktor.biz/
lib.ru/ - электронная библиотека Максима Мошкова zhurnal.lib.
Нормативные правовые документы.
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н);
4. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного
образования детей» от 04.07.2014г. №41.;
5. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
6. Положение о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в сетевой форме;
7. Устав учреждения
Литература для педагога:
1.Андреев М.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979
2.Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную
работу: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000
3.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999
4.Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издательство
Дома учителя, 2001
5.Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ
7.1—84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984.
15

6.Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества
образования // Школа. - 2001. - №2 (41).
7.Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в
современной школе. - 2000. - №4.
8.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
9.Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр.- М.
Издательско - торговый дом «Русская редакция», 2005. - 368с. +CD
10.Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Мн.:1997
11.Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. - Издательство М., Академия,
2005. – 217с.
12.Образцов П.И. Методы и методология психологического исследования. СПб.: Питер, 2004
13.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: Наука, 1979
14.Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.: ГУ –
ВШЭ: ИНФРА – М, 2001
15.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.:
Народное образование, 2001.
16.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор
школы, 1998, №4.
17.Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами
информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для
будущего»/
18.О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. - М.: Институт. Ру, 2006. - 144с: ил.
- (Учебно-методическое пособие).
Литература для обучающихся и родителей:
1.Введенская Л.А., Павлов Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на
Дону: МАРТ, 2000
2.Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.:Книга, 1975
3.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся старших классов. – М.:
Просвещение, 1990
4.Комаров В.Н. Путь к тайне: беседы со старшеклассниками. – М.:1990
5.Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл.
общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.
6.Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научнопопулярной книгой. – М.: Просвещение, 1982

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».